Президент Касым-Жомарт Токаев на втором заседании Национального курултая «Әділетті Қазақстан – Адал азамат» сказал, что важной задачей является воспитание подрастающего поколения. По его словам, качества, присущие ответственному гражданину, необходимо укоренить в сознании подрастающего поколения.
Свою немалую лепту в воспитание детей и подростков вносят сотрудники Министерства внутренних дел. В первую очередь это инспекторы по делам несовершеннолетних, которые ежедневно непосредственно контактируют с лицами, не достигшими 18 лет, стоят на страже их законных прав и интересов.
Это именно они принимают на себя обязанности воспитателей и наставников для, так называемых, «трудных подростков». На их долю выпадает ответственная и очень трудная обязанность перевоспитания подростка, который уже успел преступить закон. Но все же львиная доля их работы — это профилактика правонарушений, обучение основам правовой грамотности подрастающего поколения. Помните, как у Маяковского «крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха, что такое хорошо и что такое плохо»? Инспекторы нередко выполняют обязанности отца и терпеливо разъясняют юным чадам, каким должен быть законопослушный, ответственный гражданин.
Работа в подразделение по делам несовершеннолетних требует от сотрудников готовности к сложным ситуациям и способности эффективно реагировать на различные вызовы. В то же время, она дает возможность оказывать помощь детям и подросткам, которые находятся в трудных жизненных обстоятельствах, и вносить значимый вклад в их будущее. Инспектор по делам несовершеннолетних — одна из важнейших профессий в органах внутренних дел. От того, как сегодня работают с несовершеннолетними правонарушителями сотрудники этой специфической полицейской специальности, во многом зависит состояние правопорядка в будущем. Именно их труд позволяет подросткам и их несознательным родителям найти верную дорогу в жизни, уберечь от преступного пути.
На тему воспитания поколения next м ы поговорили с инспектором по делам несовершеннолетних группы ювенальной полиции управления города Семей Алией Бекишевой, которая служит в органах вот уже два десятка лет.
— Алия Алиевна, начнем со статистики, каков уровень преступности среди несовершеннолетних в Семее?
— За шесть месяцев текущего года совершено 16 преступлений. Это больше, чем в прошлом году, когда за аналогичный период было совершено 9 преступлений. По административным правонарушениям выявлено 2167 фактов, из них 499 правонарушений было совершено в отношении несовершеннолетних, 1581 – в отношении их законных представителей.
— Какого характера эти правонарушения?
— Чаще всего несовершеннолетние совершают такие виды правонарушений, как нецензурная брань в общественных местах, нарушение тишины в позднее время, загрязнение мест общего пользования, а также нарушение паспортного режима — есть просрочка свыше одного месяца по оформлению удостоверения личности. Есть факты по статье 440 ч.2 КоАП — распитие алкогольных напитков, либо появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, лицами, не достигшими 18 лет. У нас в стране к административной ответственности можно привлечь молодых людей, достигших 16 лет. Поэтому за проступки детей, не достигших этого возраста, несут ответственность родители или другие их законные представители. Добавлю, что если дети или подростки распивали алкоголь не в общественных местах, а дома, то родители все равно несут за это административную ответственность. Но чаще всего родителей привлекаем за нахождение детей в ночное время на улице после 23.00 часов. На первый раз мы беседуем с родителями и подростками, разъясняем их права и обязанности. Но если ситуация повторяется и ребенок в течение года продолжает гулять по городу в не установленное время, то на родителей налагается штраф. Более того, нахождение детей в развлекательных заведениях после 22 часов, также является нарушением, и к ответственности привлекаются не только законные представители ребенка, но и владельцы клубов, кафе, баров, кинотеатров. Для выявления нарушений мы проводим рейдовые мероприятия, ОПМ и акции. За полгода проведено 3 12 рейдов из них пять ОПМ, в том числе республиканские и областные. Такие, как «Подросток», «Дети в ночном городе», «Безопасная дорога», акция «Ваш ребенок Пассажир». Помимо этого есть локальные отработки, например, каждую пятницу у нас проходит единый день профилактики, проверка подучетных лиц, ежедневно инспекторы посещают места скопления молодежи.
— Сколько по городу сотрудников вашего отдела?
— 63 штатных инспектора, есть немало мужчин, вопреки распространенному мнению, что инспекторами по делам несовершеннолетних работают женщины.
— Сколько детей и подростков состоят на вашем учете?
— В органах внутренних дел на учете состоит 53 несовершеннолетних и 116 неблагополучных семей, где родители не исполняют своих обязанностей по воспитанию и обучению детей.
— Дети, которые состоят на учете, они из неблагополучных семей?
— Нет, из разных. Из 16 совершенных в этом году преступлений все были совершены детьми, которые воспитываются в благополучных семьях. Есть среди них полные и неполные семьи. На учет поставлены несовершеннолетние за неоднократное совершение административных и уголовных правонарушений, за уклонение от посещения школы, за безнадзорность и уход из дома.
— Как вы работаете с детьми и родителями, которые уже попали в поле вашего зрения?
— Вся работа проводится согласно приказа МВД, регламентирующего нашу деятельность. Есть закон о профилактике правонарушений, детской безнадзорности и беспризорности. Мы посещаем по месту жительства лиц, состоящих на учете, не реже одного раза в месяц. Но фактически в особо трудных случаях в зависимости от поведения подучетного, инспектор может навещать его в неделю несколько раз, а также в период ОПМ, в день единой профилактики. Подростки бывают разные — кто-то один раз попался по ошибке и больше не повторяет проступки. Некоторые могут не понять с первого раза и не сделать выводов, они требуют усиленного контроля. К ним пристальное внимание. Помимо этого есть комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. Поведение детей рассматривается на комиссиях в обязательном порядке. Если ребенок совершил преступление, привлекаются родители, за то, что допустили совершение противоправных действий их детьми. Значит они не дали должного воспитания, которое не позволило бы им сделать противозаконный шаг. Наряду с этим тесно работаем со школами и колледжами, подключаются все государственные органы. Это годами сложившаяся практика.
— Каков возраст нарушителей?
— Все 16 преступлений совершили юноши в возрасте 16-17 лет. Есть дети от 10 лет и старше, которые совершают мелкие кражи из магазинов, рынков. В основном это сладости, чипсы, напитки. Какого бы возраста они не были, мы не можем оставить это без внимания, чтобы они знали, что такие дела безнаказанными не остаются. Факт остается фактом — кражу они совершили, уголовное дело завести против них нельзя по закону, ответ несут их родители, но все они берутся на учет на год. Мы им разъясняем, что так делать нельзя, их поведение рассматривается на комиссии. Через год, если не было рецидивов, их снимают с учета.
— Раньше в городе был ЦВИАРН-центр временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних. Что с ним стало сейчас?
— Раньше Центр относился к МВД, сейчас его переименовали в ЦАН — центр адаптации несовершеннолетних и передали в управление образования. Туда мы передаем детей, которые остались без опеки и попечения, которые в ночное время оказались на улице, в том числе иногородние или приехавшие из районов на обучение, а родители продолжают жить в селе. Туда попадают местные дети, нарушившие порядок, родители которых уехали на отдых.
— Что самое трудное в вашей работе?
— Это видеть детей, которые живут в ненадлежащих, откровенно плохих условиях. Среди них есть разные семьи. Неблагополучные, где оба родителя алкоголики. Есть малообеспеченные, где родители работают, не пьют, но не могут создать условия, в которых ребенок должен проживать. Мы стараемся им помочь, направляя в социальные органы. Семьи с низким доходом имеют право на детские пособия, скидки на оплату жилищно-коммунальных услуг, налоговые льготы, юридическую помощь, бесплатные обеды в школе, на выплаты малоимущим и так далее. Сложна сама работа, как морально, психологически, так и физически. Каждый инспектор по-своему психолог. Мы обязаны знать основы психологии, уметь наводить мосты, находить определенные точки соприкосновения, чтобы наладить диалог. Не сразу это получается, а приходит с опытом. Уверена, что с каждым ребенком можно найти общий язык.
— Были ли в вашей практике случаи, которые вам особенно запомнились?
— Помню, в начале моей трудовой биографии, когда я работала школьным инспектором в Усть- Каменогорске, сразу же после окончания юридического колледжа, лет 15 назад. В школе старшеклассник подрался со сверстником. Мы, как положено, поставили его на внутришкольный учет, проводили воспитательные беседы, проверяли в вечернее время на дому, в общем, весь комплекс мер применили. Парень был не глупый, спортсмен, и больше уже не совершал таких правонарушений. Через десять лет мне довелось по службе поехать в соседнюю область. Я была сильно удивлена, когда встретила своего повзрослевшего бывшего подопечного на общем семинаре для работников МВД. Он подошел ко мне и поздоровался, поблагодарил за заботу, которая была проявлена к нему в подростковом возрасте. Как он мне признался, он решил стать полицейским после того, как встретился с нами. Мне было очень приятно такое слышать.
— А как вы пришли в профессию?
— Я не мечтала об этом с детства, начитавшись детективов. Папа посоветовал, и я пошла учиться в юридический колледж. В семье не было полицейских: мама врач, папа технарь. После окончания учебного заведения меня направили по распределению в Ульбинский отдел полиции ВКО. Служба наша интересная, надо ее любить. Гражданским людям многого не понять. Служба с людьми, с населением самая сложная. А учитывая тот контингент, с которым мы работаем, это трудно вдвойне.
— Как в вашей работе реализуется концепция «Адал азамат»?
— Чтобы воспитать достойного человека, среди множества задач, нам нужно решить одну из самых важных — прививать с детства правовое просвещение. Воспитание начинается с семьи, до 7 лет в ребенка вкладывается основа, а мы лишь корректируем поведение, разъясняем нормы законодательства, которые они должны соблюдать. В том числе говорим о мерах безопасности, правилах дорожного движения, предостерегаем, чтобы они не оказались в плохой ситуации. Есть дети, которые в силу возраста, не воспринимают информацию, как говорится, в одно ухо влетает, в другое вылетает. Например, мы разъясняем ПДД, но многие все равно переходят улицу в наушниках. Мы объясняем, что автомобиль – это техника, источник опасности, а техника может подвести. У них не закрепляется информация быстро и с одного раза. Это постоянная кропотливая работа. Наш метод обучения — повторение мать учения.
— Сколько в городе родителей, которых лишили родительских прав?
— В этом году 14 человек лишили родительских прав и трое ограничены в правах. Ребенка либо передают в детский дом, либо опекунство оформляет кто-то из родственников, иногда один из родителей. Например, если семья в разводе. Тем, кому 16 лет закрепляются за колледжем, живут в общежитии, а директор учебного заведения становится его законным представителем. Совсем маленькие дети попадают в дом малюток, это «отказники». Как правило, их усыновляют другие семьи. Если родители, которых лишили родительских прав, не подают заявление на восстановления прав в течении полугода, их детей отдают на усыновление.
— Вы стоите на страже законных прав детей. Сколько правонарушений и преступлений совершено в отношении детей?
— В отношении несовершеннолетних в этом году совершено 38 нарушений. Они носят разный характер. Бывает и со стороны родителей, и учащихся. Это попадание в ДТП, при которых в салоне автомобиля находились дети, наезды на несовершеннолетних пешеходов. Есть преступления в отношении половой неприкосновенности детей и подростков, которые в том числе совершаются дома. Выявляются такие факты по-разному. Нередко заявляют матери, родственники, знакомые, свидетели. Однако, не все факты подтверждаются — бывает, что возникают подозрения на попытку нарушить половую неприкосновенность ребенка, когда не так истолкуют чьи-то действия. Но мы обязательно проводим свое расследование, проверяем, назначаются медицинские экспертизы. По фактам, которые подтверждаются, заводятся уголовные дела. Кроме того, есть статья, запрещающая вступать в физическую связь с лицом, не достигшим 16 лет, за это предусмотрена уголовная ответственность. На мой взгляд, нынешнее поколение девушек от 14 лет и старше, рано взрослеют. Этому способствует доступность и большой объем информации. Например, у нас на учете состоит девушка 17 лет. Действительно трудный ребенок, несколько лет беспризорничает, школу не посещает. Не поддавалась воспитанию ни в семье, ни у нас. После рассмотрения ее поведения на комиссии по делам несовершеннолетних, было принято решение о направлении ее в специализированную школу. Мы получили уже решение суда, но она принесла справку о беременности. Ее оставили дома. Теперь наблюдаем, как она будет вести себя дальше. Есть надежда, что материнский инстинкт заставит ее пересмотреть свои взгляды на жизнь.
— Где расположены спецшколы?
— В Серебрянске для детей с девиантным поведением и в селе Улкен Бокен, бывшая Белоусовка, в ВКО с особым режимом содержания.
— По вашему мнению, после спецшколы подростки исправляются или, наоборот, возвращаются сломленными?
— По своему опыту могу сказать, случаев подавления личности я не видела. Да, это закрытые учебные заведения, но это не тюрьмы для малолетних. Исправление зависит от многих факторов и от личности подростка. В том числе и от сроков пребывания. Туда направляют на срок до одного года, но чаще на несколько месяцев. За два месяца, на мой взгляд, нельзя перевоспитать трудного подростка. Не успевает приехать, адаптироваться, а им уже пора возвращаться в прежнюю среду, нередко не совсем хорошую. Надо содержать в закрытых школах минимум полгода, чтобы подросток понял, что такое жить в ограничениях. Есть такие факты, когда выйдя из стен спецшколы, подросток снова совершал правонарушения. Например, две девочки были отправлены в спецшколу повторно. Одна из них провела в школе всего два месяца. После выхода снова стали уходить из дома. Вторая содержалась в спецшколе год, но потом снова взялась за старое. Это самые трудные случаи, потому, что с раннего возраста ими не занимались в семье, их воспитала улица. Хочу заострить внимание, что самый ответственный возраст для пристального внимания наступает в жизни ребенка, когда ему исполняется 7 лет и продолжается до 13 лет. В этот период у детей начинается активная интеграция в общество, важно не пропустить момент и отследить в какую среду попадет ваш ребенок, кто станет его окружением. Родителям нужно не бояться быть требовательными и строгими, когда дело касается соблюдения дисциплины. Есть казахская народная мудрость, проверенная вековым опытом наших предков: «С рождения до 6 лет относись к ребенку, как к богу, с 7 до 13 — как к слуге, а с 13 лет — как к другу». Полностью согласна с этим утверждением. Именно в период с 7 до 13 лет ребенок начинает осознавать рамки дозволенного и будет пытаться перейти грань, как бы прощупывая почву: «а накажут ли меня за тот или иной поступок?». Я и свою 13-летнюю дочь так воспитываю, она всегда спрашивает разрешения, прежде чем что-то предпринять. Например, пойти погулять с подругами за пределы двора. Она приучена к дисциплине и сообщает мне, куда хочет пойти и можно ли это сделать? Я всегда в курсе ее местонахождения, физического здоровья и душевного состояния.
— В конце 90-х годов и в начале нулевых в городе юноши бегали на, так называемые, сборы за край. Сейчас есть такое явление?
— Нет, сейчас такого нет. Есть свои отдельные компании. Сейчас молодежь другая — курить не модно, пить алкоголь не модно. Многие занимаются спортом — это радует. Многие родители уже с 5-6 лет отдают детей в секции, а там у них вырабатывается дисциплина — основа основ. Кроме того, спортивное поведение — уважение к сопернику, кодекс чести сильного и мужественного человека. Это двойное воспитание со стороны мужчин — папы и тренера.
— Часто ли в школах встречается буллинг?
— Это явление было всегда. Просто в советской школе об этом не принято было открыто говорить. Сейчас об этом говорят. В каждой школе есть психологи, к решению проблемы подключают инспекторов. Проводится системная работа, чтобы оградить ребенка от каких-то оскорблений или действий, унижающих его достоинство. Такие случаи мы рассматриваем особенно тщательно и стараемся пресечь на корню.
— В советское время учителя были строгие. Их авторитет был непререкаем. Мы боялись родителям жаловаться, они всегда занимали сторону педагогов. Сейчас более либеральное общество и порой школьники истолковывают это как вседозволенность.
— Некоторые родители, когда учителя делают замечания их детям, воспринимают это в штыки. Им везде мерещится, что чувства их ребенка задеты. Но ведь учитель никогда не станет просто так звонить родителям и жаловаться на поведение учащегося. Значит, есть веские основания. Эти звонки — это призыв о помощи: «Я не могу справиться с вашим ребенком одна». В таких зарождающихся конфликтах ни в коем случае нельзя родителям выносить споры на всеобщее обозрение. Разговаривайте с учителем без присутствия детей. Нельзя показывать детям неуважение к учителю. Если ребенок не прав надо указать на это, надо чтобы он извинился. Если вы знаете, что ребенок ваш действительно не прав, и при этом встаете на его сторону, вы вредите себе в первую очередь. Редко учителя бывают не правы. Педагоги дают рекомендации только для пользы. Они предлагают, какие воспитательные меры принять, какие слова подобрать. Родители и педагоги должны работать в содружестве, следовать в одном направлении. Ребенка нужно готовить к взрослой жизни. С 6 лет его надо приучать соблюдать правила, он должен уметь себя обслужить, держать в чистоте и порядке свою комнату. Вот тогда, когда мамы с папой не будет рядом, подготовленный и закаленный ребенок, не попадет под чужое влияние. Все мы родители и хотим баловать детей, чтобы детство у них было лучше, чем у н ас. Но при э том дети должны знать, каким трудом зарабатываются эти блага. Они должны знать цену всему. Вот с таких маленьких и простых шагов начинается путь к формированию «Адал азамат» — достойного человека.
— Спасибо за интервью.
Айман ШАРИПХАНОВА