Вести Семей
  • Новости
    • Политика
    • Культура
    • Общество
    • Преступление
    • Спорт
    • Образование
    • Здравоохранение
  • Главное
  • Авторский блог
результаты не найдены
Посмотреть все результаты
PDF
  • Новости
    • Политика
    • Культура
    • Общество
    • Преступление
    • Спорт
    • Образование
    • Здравоохранение
  • Главное
  • Авторский блог
результаты не найдены
Посмотреть все результаты
Вести Семей
PDF
результаты не найдены
Посмотреть все результаты

Интервью с инспектором: как воспитать достойного человека?

19.07.2024
FacebookWhatsappTelegram

Президент Касым-Жомарт Токаев на втором заседании Национального курултая «Әділетті Қазақстан – Адал азамат» сказал, что важной задачей является воспитание подрастающего поколения. По его словам, качества, присущие ответственному гражданину, необходимо укоренить в сознании подрастающего поколения.

Свою немалую лепту в воспитание детей и подростков вносят сотрудники Министерства внутренних дел. В первую очередь это инспекторы по делам несовершеннолетних, которые ежедневно непосредственно контактируют с лицами, не достигшими 18  лет, стоят на страже их законных прав и интересов.

Это именно они принимают на себя обязанно­сти воспитателей и наставников для, так называ­емых, «трудных подростков». На их долю выпа­дает ответственная и очень трудная обязанность перевоспитания подростка, который уже успел преступить закон. Но все же львиная доля их ра­боты — это профилактика правонарушений, обу­чение основам правовой грамотности подраста­ющего поколения. Помните, как у Маяковского «крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха, что такое хорошо и что такое плохо»? Инспекторы не­редко выполняют обязанности отца и терпеливо разъясняют юным чадам, каким должен быть за­конопослушный, ответственный гражданин.

Работа в подразделение по делам несовер­шеннолетних требует от сотрудников готовности к сложным ситуациям и способности эффективно реагировать на различные вызовы. В то же вре­мя, она дает возможность оказывать помощь де­тям и подросткам, которые находятся в трудных жизненных обстоятельствах, и вносить значимый вклад в их будущее. Инспектор по делам несо­вершеннолетних — одна из важнейших профессий в органах внутренних дел. От того, как сегодня работают с несовершеннолетними правонаруши­телями сотрудники этой специфической полицей­ской специальности, во многом зависит состоя­ние правопорядка в будущем. Именно их труд позволяет подросткам и их несознательным ро­дителям найти верную дорогу в жизни, уберечь от преступного пути.

Интервью с инспектором: как воспитать достойного человека?На тему воспитания поколения next м ы пого­ворили с инспектором по делам несовершенно­летних группы ювенальной полиции управления города Семей Алией Бекишевой, которая служит в органах вот уже два десятка лет.

— Алия Алиевна, начнем со статисти­ки, каков уровень преступности среди несовершеннолетних в Семее?

— За шесть месяцев текущего года соверше­но 16 преступлений. Это больше, чем в прошлом году, когда за аналогичный период было совер­шено 9 преступлений. По административным правонарушениям выявлено 2167 фактов, из них 499 правонарушений было совершено в отноше­нии несовершеннолетних, 1581 – в отношении их законных представителей.

— Какого характера эти правонаруше­ния?

— Чаще всего несовершеннолетние соверша­ют такие виды правонарушений, как нецензурная брань в общественных местах, нарушение ти­шины в позднее время, загрязнение мест обще­го пользования, а также нарушение паспортного режима — есть просрочка свыше одного месяца по оформлению удостоверения личности. Есть фак­ты по статье 440 ч.2 КоАП — распитие алкогольных напитков, либо появление в общественных ме­стах в состоянии алкогольного опьянения, лица­ми, не достигшими 18 лет. У нас в стране к адми­нистративной ответственности можно привлечь молодых людей, достигших 16 лет. Поэтому за проступки детей, не достигших этого возрас­та, несут ответственность родители или другие их законные представители. Добавлю, что если дети или подростки распивали алкоголь не в об­щественных местах, а дома, то родители все рав­но несут за это административную ответствен­ность. Но чаще всего родителей привлекаем за нахождение детей в ночное время на улице по­сле 23.00 часов. На первый раз мы беседуем с ро­дителями и подростками, разъясняем их права и обязанности. Но если ситуация повторяется и ре­бенок в течение года продолжает гулять по горо­ду в не установленное время, то на родителей на­лагается штраф. Более того, нахождение детей в развлекательных заведениях после 22 часов, также является нарушением, и к ответственно­сти привлекаются не только законные представи­тели ребенка, но и владельцы клубов, кафе, ба­ров, кинотеатров. Для выявления нарушений мы проводим рейдовые мероприятия, ОПМ и акции. За полгода проведено 3 12 рейдов из них пять ОПМ, в том числе республиканские и област­ные. Такие, как «Подросток», «Дети в ночном го­роде», «Безопасная дорога», акция «Ваш ребенок Пассажир». Помимо этого есть локальные отра­ботки, например, каждую пятницу у нас проходит единый день профилактики, проверка подучет­ных лиц, ежедневно инспекторы посещают места скопления молодежи.

— Сколько по городу сотрудников ва­шего отдела?

— 63 штатных инспектора, есть немало муж­чин, вопреки распространенному мнению, что ин­спекторами по делам несовершеннолетних рабо­тают женщины.

— Сколько детей и подростков состоят на вашем учете?

— В органах внутренних дел на учете состоит 53 несовершеннолетних и 116 неблагополучных семей, где родители не исполняют своих обязан­ностей по воспитанию и обучению детей.

— Дети, которые состоят на учете, они из неблагополучных семей?

— Нет, из разных. Из 16 совершенных в этом году преступлений все были совершены детьми, которые воспитываются в благополучных семьях. Есть среди них полные и неполные семьи. На учет поставлены несовершеннолетние за неод­нократное совершение административных и уго­ловных правонарушений, за уклонение от посе­щения школы, за безнадзорность и уход из дома.

— Как вы работаете с детьми и родите­лями, которые уже попали в поле ваше­го зрения?

— Вся работа проводится согласно прика­за МВД, регламентирующего нашу деятель­ность. Есть закон о профилактике правонаруше­ний, детской безнадзорности и беспризорности. Мы посещаем по месту жительства лиц, состоя­щих на учете, не реже одного раза в месяц. Но фактически в особо трудных случаях в зависи­мости от поведения подучетного, инспектор мо­жет навещать его в неделю несколько раз, а так­же в период ОПМ, в день единой профилактики. Подростки бывают разные — кто-то один раз по­пался по ошибке и больше не повторяет проступ­ки. Некоторые могут не понять с первого раза и не сделать выводов, они требуют усиленного кон­троля. К ним пристальное внимание. Помимо это­го есть комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. Поведение детей рассматрива­ется на комиссиях в обязательном порядке. Если ребенок совершил преступление, привлекаются родители, за то, что допустили совершение про­тивоправных действий их детьми. Значит они не дали должного воспитания, которое не позволи­ло бы им сделать противозаконный шаг. Наряду с этим тесно работаем со школами и колледжами, подключаются все государственные органы. Это годами сложившаяся практика.

— Каков возраст нарушителей?

— Все 16 преступлений совершили юноши в возрасте 16-17 лет. Есть дети от 10 лет и старше, которые совершают мелкие кражи из магазинов, рынков. В основном это сладости, чипсы, напит­ки. Какого бы возраста они не были, мы не можем оставить это без внимания, чтобы они знали, что такие дела безнаказанными не остаются. Факт остается фактом — кражу они совершили, уголов­ное дело завести против них нельзя по закону, от­вет несут их родители, но все они берутся на учет на год. Мы им разъясняем, что так делать нель­зя, их поведение рассматривается на комиссии. Через год, если не было рецидивов, их снимают с учета.

— Раньше в городе был ЦВИАРН-центр временной изоляции, адаптации и реа­билитации несовершеннолетних. Что с ним стало сейчас?

— Раньше Центр относился к МВД, сейчас его переименовали в ЦАН — центр адаптации несо­вершеннолетних и передали в управление обра­зования. Туда мы передаем детей, которые оста­лись без опеки и попечения, которые в ночное время оказались на улице, в том числе иногород­ние или приехавшие из районов на обучение, а родители продолжают жить в селе. Туда попада­ют местные дети, нарушившие порядок, родители которых уехали на отдых.

— Что самое трудное в вашей работе?

— Это видеть детей, которые живут в ненадле­жащих, откровенно плохих условиях. Среди них есть разные семьи. Неблагополучные, где оба ро­дителя алкоголики. Есть малообеспеченные, где родители работают, не пьют, но не могут создать условия, в которых ребенок должен проживать. Мы стараемся им помочь, направляя в соци­альные органы. Семьи с низким доходом имеют право на детские пособия, скидки на оплату жи­лищно-коммунальных услуг, налоговые льготы, юридическую помощь, бесплатные обеды в школе, на выплаты малоимущим и так далее. Сложна сама работа, как морально, психологически, так и физически. Каждый инспектор по-своему пси­холог. Мы обязаны знать основы психологии, уметь наводить мосты, находить определенные точки соприкосновения, чтобы наладить диалог. Не сразу это получается, а приходит с опытом. Уверена, что с каждым ребенком можно найти об­щий язык.

— Были ли в вашей практике случаи, которые вам особенно запомнились?

— Помню, в начале моей трудовой биографии, когда я работала школьным инспектором в Усть- Каменогорске, сразу же после окончания юриди­ческого колледжа, лет 15 назад. В школе стар­шеклассник подрался со сверстником. Мы, как положено, поставили его на внутришкольный учет, проводили воспитательные беседы, прове­ряли в вечернее время на дому, в общем, весь комплекс мер применили. Парень был не глупый, спортсмен, и больше уже не совершал таких пра­вонарушений. Через десять лет мне довелось по службе поехать в соседнюю область. Я была сильно удивлена, когда встретила своего повзрослевшего бывшего подопечного на общем семи­наре для работников МВД. Он подошел ко мне и поздоровался, поблагодарил за заботу, которая была проявлена к нему в подростковом возрасте. Как он мне признался, он решил стать полицей­ским после того, как встретился с нами. Мне было очень приятно такое слышать.

— А как вы пришли в профессию?

— Я не мечтала об этом с детства, начитавшись детективов. Папа посоветовал, и я пошла учить­ся в юридический колледж. В семье не было по­лицейских: мама врач, папа технарь. После окон­чания учебного заведения меня направили по распределению в Ульбинский отдел полиции ВКО. Служба наша интересная, надо ее любить. Гражданским людям многого не понять. Служба с людьми, с населением самая сложная. А учиты­вая тот контингент, с которым мы работаем, это трудно вдвойне.

— Как в вашей работе реализуется кон­цепция «Адал азамат»?

— Чтобы воспитать достойного человека, среди множества задач, нам нужно решить одну из са­мых важных — прививать с детства правовое про­свещение. Воспитание начинается с семьи, до 7 лет в ребенка вкладывается основа, а мы лишь корректируем поведение, разъясняем нормы за­конодательства, которые они должны соблю­дать. В том числе говорим о мерах безопасности, правилах дорожного движения, предостерегаем, чтобы они не оказались в плохой ситуации. Есть дети, которые в силу возраста, не воспринимают информацию, как говорится, в одно ухо влетает, в другое вылетает. Например, мы разъясняем ПДД, но многие все равно переходят улицу в наушни­ках. Мы объясняем, что автомобиль – это техни­ка, источник опасности, а техника может подве­сти. У них не закрепляется информация быстро и с одного раза. Это постоянная кропотливая ра­бота. Наш метод обучения — повторение мать уче­ния.

— Сколько в городе родителей, кото­рых лишили родительских прав?

— В этом году 14 человек лишили родительских прав и трое ограничены в правах. Ребенка либо передают в детский дом, либо опекунство оформ­ляет кто-то из родственников, иногда один из ро­дителей. Например, если семья в разводе. Тем, кому 16 лет закрепляются за колледжем, живут в общежитии, а дирек­тор учебного заведения становится его законным представителем. Совсем маленькие дети попадают в дом малюток, это «отказни­ки». Как правило, их усыновля­ют другие семьи. Если родите­ли, которых лишили родительских прав, не подают заявление на восста­новления прав в течении полугода, их де­тей отдают на усыновление.

— Вы стоите на страже законных прав детей. Сколько правонарушений и пре­ступлений совершено в отношении де­тей?

— В отношении несовершеннолетних в этом году совершено 38 нарушений. Они носят разный характер. Бывает и со стороны родителей, и уча­щихся. Это попадание в ДТП, при которых в сало­не автомобиля находились дети, наезды на несо­вершеннолетних пешеходов. Есть преступления в отношении половой неприкосновенности детей и подростков, которые в том числе совершают­ся дома. Выявляются такие факты по-разному. Нередко заявляют матери, родственники, знако­мые, свидетели. Однако, не все факты подтверждаются — бывает, что возникают подозрения на попытку нарушить половую неприкосновенность ребенка, когда не так истолкуют чьи-то действия. Но мы обязательно проводим свое расследова­ние, проверяем, назначаются медицинские экс­пертизы. По фактам, которые подтверждаются, заводятся уголовные дела. Кроме того, есть ста­тья, запрещающая вступать в физическую связь с лицом, не достигшим 16 лет, за это предусмо­трена уголовная ответственность. На мой взгляд, нынешнее поколение девушек от 14 лет и старше, рано взрослеют. Этому способствует доступность и большой объем информации. Например, у нас на учете состоит девушка 17 лет. Действительно трудный ребенок, несколько лет беспризорнича­ет, школу не посещает. Не поддавалась воспита­нию ни в семье, ни у нас. После рассмотрения ее поведения на комиссии по делам несовершенно­летних, было принято решение о направлении ее в специализированную школу. Мы получили уже решение суда, но она принесла справку о бере­менности. Ее оставили дома. Теперь наблюдаем, как она будет вести себя дальше. Есть надежда, что материнский инстинкт заставит ее пересмо­треть свои взгляды на жизнь.

— Где расположены спецшколы?

— В Серебрянске для детей с девиантным пове­дением и в селе Улкен Бокен, бывшая Белоусовка, в ВКО с особым режимом содержания.

— По вашему мнению, после спецшко­лы подростки исправляются или, наобо­рот, возвращаются сломленными?

— По своему опыту могу сказать, случаев пода­вления личности я не видела. Да, это закрытые учебные заведения, но это не тюрьмы для мало­летних. Исправление зависит от многих факторов и от личности подростка. В том числе и от сроков пребывания. Туда направляют на срок до одного года, но чаще на несколько месяцев. За два ме­сяца, на мой взгляд, нельзя перевоспитать труд­ного подростка. Не успевает приехать, адаптиро­ваться, а им уже пора возвращаться в прежнюю среду, нередко не совсем хорошую. Надо содер­жать в закрытых школах минимум полгода, чтобы подросток понял, что такое жить в ограничениях. Есть такие факты, когда выйдя из стен спецшко­лы, подросток снова совершал правонаруше­ния. Например, две девочки были отправлены в спецшколу повторно. Одна из них провела в шко­ле всего два месяца. После выхода снова стали уходить из дома. Вторая содержалась в спецшко­ле год, но потом снова взялась за старое. Это са­мые трудные случаи, потому, что с раннего воз­раста ими не занимались в семье, их воспитала улица. Хочу заострить внимание, что самый от­ветственный возраст для пристального внимания наступает в жизни ребенка, когда ему исполняет­ся 7 лет и продолжается до 13 лет. В этот период у детей начинается активная интеграция в обще­ство, важно не пропустить момент и отследить в какую среду попадет ваш ребенок, кто станет его окружением. Родителям нужно не бояться быть требовательными и строгими, когда дело касает­ся соблюдения дисциплины. Есть казахская на­родная мудрость, проверенная вековым опытом наших предков: «С рождения до 6 лет относись к ребенку, как к богу, с 7 до 13 — как к слуге, а с 13 лет — как к другу». Полностью согласна с этим утверждением. Именно в период с 7 до 13 лет ре­бенок начинает осознавать рамки дозволенного и будет пытаться перейти грань, как бы прощупы­вая почву: «а накажут ли меня за тот или иной по­ступок?». Я и свою 13-летнюю дочь так воспиты­ваю, она всегда спрашивает разрешения, прежде чем что-то предпринять. Например, пой­ти погулять с подругами за пределы двора. Она приучена к дисципли­не и сообщает мне, куда хочет пойти и можно ли это сделать? Я всегда в курсе ее местона­хождения, физического здо­ровья и душевного состоя­ния.

— В конце 90-х го­дов и в начале нуле­вых в городе юноши бегали на, так на­зываемые, сборы за край. Сейчас есть та­кое явление?

— Нет, сейчас такого нет. Есть свои отдельные компании. Сейчас моло­дежь другая — курить не мод­но, пить алкоголь не модно. Многие занимаются спортом — это радует. Многие родите­ли уже с 5-6 лет отдают детей в секции, а там у них вырабатывает­ся дисциплина — основа основ. Кроме того, спортивное поведение — уважение к сопернику, кодекс чести сильного и муже­ственного человека. Это двойное воспитание со стороны мужчин — папы и тренера.

— Часто ли в школах встречается бул­линг?

— Это явление было всегда. Просто в совет­ской школе об этом не принято было открыто го­ворить. Сейчас об этом говорят. В каждой школе есть психологи, к решению проблемы подключа­ют инспекторов. Проводится системная работа, чтобы оградить ребенка от каких-то оскорблений или действий, унижающих его достоинство. Такие случаи мы рассматриваем особенно тщательно и стараемся пресечь на корню.

— В советское время учителя были строгие. Их авторитет был непререка­ем. Мы боялись родителям жаловаться, они всегда занимали сторону педагогов. Сейчас более либеральное общество и порой школьники истолковывают это как вседозволенность.

— Некоторые родители, когда учителя делают замечания их детям, воспринимают это в шты­ки. Им везде мерещится, что чувства их ребенка задеты. Но ведь учитель никогда не станет про­сто так звонить родителям и жаловаться на по­ведение учащегося. Значит, есть веские осно­вания. Эти звонки — это призыв о помощи: «Я не могу справиться с вашим ребенком одна». В та­ких зарождающихся конфликтах ни в коем случае нельзя родителям выносить споры на всеобщее обозрение. Разговаривайте с учителем без при­сутствия детей. Нельзя показывать детям неува­жение к учителю. Если ребенок не прав надо ука­зать на это, надо чтобы он извинился. Если вы знаете, что ребенок ваш действительно не прав, и при этом встаете на его сторону, вы вредите себе в первую очередь. Редко учителя бывают не правы. Педагоги дают рекомендации только для пользы. Они предлагают, какие воспитательные меры принять, какие слова подобрать. Родители и педагоги должны работать в содружестве, сле­довать в одном направлении. Ребенка нужно го­товить к взрослой жизни. С 6 лет его надо приу­чать соблюдать правила, он должен уметь себя обслужить, держать в чистоте и порядке свою комнату. Вот тогда, когда мамы с папой не бу­дет рядом, подготовленный и закаленный ребенок, не попадет под чужое влияние. Все мы ро­дители и хотим баловать детей, чтобы детство у них было лучше, чем у н ас. Но при э том дети должны знать, каким трудом зарабатываются эти блага. Они должны знать цену всему. Вот с та­ких маленьких и простых шагов начинается путь к формированию «Адал азамат» — достойного че­ловека.

— Спасибо за интервью.

 

Айман ШАРИПХАНОВА

В статье: воспитание молодежизакон и порядок

Связанные новости

В Абайской области началась подготовка к празднику Курбан айт

31.05.2025
В Абайской области началась подготовка к празднику Курбан айт

6 июня мусульмане всего мира отметят один из важнейших религиозных праздников — Курбан айт. В Абайской области подготовка к этому...

Читать далее ...

В Абайской области началась подготовка к Национальной сельскохозяйственной переписи

31.05.2025
В Абайской области началась подготовка к Национальной сельскохозяйственной переписи

С 1 августа по 20 октября 2025 года в Казахстане пройдёт Национальная сельскохозяйственная перепись, охватывающая все регионы страны. Подготовительная работа...

Читать далее ...

В Урджарском районе установят дорожные знаки более чем в 10 селах

30.05.2025
В Урджарском районе установят дорожные знаки более чем в 10 селах

В Урджарском районе продолжается активная работа по улучшению транспортной инфраструктуры и повышению безопасности дорожного движения, передаёт Вести Семей. Об этом...

Читать далее ...

В Казахстане запускается пилотный проект единого ваучера для детей на спорт, творчество и дополнительное образование

30.05.2025
В Казахстане запускается пилотный проект единого ваучера для детей на спорт, творчество и дополнительное образование

С 1 июня 2025 года в Казахстане стартует пилотный проект по внедрению единого ваучера на спортивные секции, творческие кружки и...

Читать далее ...

Будущее Казахстана создают сегодня: студент из Семея вошёл в ТОП-100 лучших студентов страны

30.05.2025
Будущее Казахстана создают сегодня: студент из Семея вошёл в ТОП-100 лучших студентов страны

В Год рабочих профессий, объявленный Президентом Республики Казахстан, особое внимание уделяется поддержке молодых талантов, выбравших путь профессионального образования. Одним из...

Читать далее ...

В Семее налоговики усилили разъяснительную работу среди предпринимателей

29.05.2025
В Семее налоговики усилили разъяснительную работу среди предпринимателей

Сотрудники управления государственных доходов города Семей проводят активную информационно-разъяснительную работу среди местных предпринимателей, передаёт Вести Семей. Налоговые специалисты посещают рынки...

Читать далее ...

Новости

В Абайской области началась подготовка к празднику Курбан айт

1 день назад

В Абайской области началась подготовка к Национальной сельскохозяйственной переписи

1 день назад

В Урджарском районе установят дорожные знаки более чем в 10 селах

2 дня назад

В Казахстане запускается пилотный проект единого ваучера для детей на спорт, творчество и дополнительное образование

2 дня назад

Будущее Казахстана создают сегодня: студент из Семея вошёл в ТОП-100 лучших студентов страны

2 дня назад

В Семее налоговики усилили разъяснительную работу среди предпринимателей

3 дня назад

«Чистая страна начинается с нас»: в Абайской области прошли масштабные субботники в рамках программы «Таза Қазақстан»

3 дня назад

МИР — ГЛАВНАЯ МИССИЯ МИРОТВОРЧЕСТВА

3 дня назад

В Абайской области стартует летняя кампания по организации детского отдыха

4 дня назад

В Абайской области прошёл детский круглый стол «Голос ребёнка»

4 дня назад
Читать далее ...

Директор:
Риза Асанқызы Молдашева

Редактор:

Шынар Рысакова

Корреспонденты:

Акерке Турсунова

Рената Тахирова

 

Адрес редакции:

F18A5H3, г. Семей, улица К. Мухамедханова, 12.

Контакты:

Приемная директора — 523657;  редактор — 520734;  отдел рекламы и подписки — 560803; факс — 520475.

 

 

e-mail:
info@semeytany.kz


Свидетельство о перерегистрации на учет Министерством культуры и информации Республики Казахстан №13658-Г, 31.05.2013г.


Яндекс.Метрика

© ТОО«Газеты Семей таңы  – Вести Семей»

результаты не найдены
Посмотреть все результаты
  • Новости
    • Политика
    • Культура
    • Общество
    • Преступление
    • Спорт
    • Образование
    • Здравоохранение
  • Главное
  • Авторский блог

© «Семей таңы газеттері – Вести Семей» ЖШС