Жители Семея на протяжении недели вынуждены добираться на работу пешком или на переполненном общественном транспорте. То ли забастовка водителей, то ли завершение работы ТОО «Semey Bus» или невнимание к вопросу общественного транспорта обездвижило весь город?
Как известно, проблема с общественным транспортом в Семее длится уже не первый год. Но сейчас неблагоприятная ситуация достигла своего апогея. Вспомним, что 16 июня – в минувшую среду, автобусы ТОО «Semey Bus» не вышли на линию. Тогда водители объяснили это тем, что таким образом хотят обратить внимание государственных органов, СМИ и общественности на проблемы автопарка. Но это был не первый раз, когда водители и сотрудники автопарка объявили забастовку. В течение года автобусы более десяти раз не выходили на линии. Как оказалось, и забастовка в злосчастную среду не стала последней.
Следующим днем, когда на маршруте не показалась ни одного «зеленого» стало 22 июня. Всего через шесть дней после прошлого исчезновения маршрутного транспорта. Причиной возмущения сотрудников автопарка послужили невыплаты заработной платы и отсутствие пенсионных взносов. На сегодняшний день долг руководства «Semey Bus» сотрудникам составляет более полумиллиарда тенге.
С утра 22 июня, во время последней остановки движения общественного транспорта с работниками ТОО «Semey bus» встретились представители городского акимата и заместитель акима Восточно-Казахстанской области акимата Бакытжан Байахметов, о чем сообщил altaynews. Данная встреча была направлена на то, чтобы выслушать мнения работников автопарка, и открыто поговорить о проблеме.
— У каждого из вас есть на руках трудовой договор. Согласно этим договорам, вы имеете право обратиться в суд и потребовать положенные отчисления, — заметил Бакытжан Байахметов.
Но чтобы осуществить совет заместителя акима ВКО сотрудникам ТОО «Semey Bus» нужно будет подать в суд на предприятие. Основанием станет нарушение Закона РК «О пенсионном обеспечении в РК». Согласно данному закону, все не перечисленные пенсионные взносы взыскиваются с предприятия органами государственных доходов. А долг предприятия по пенсионным отчислениям составляет далеко не маленькую сумму. И это не единственная задолженность ТОО «Semey Bus». Также компания должна вернуть более одного миллиарда тенге за 170 тех самых «зеленых» автобусов, которые были приобретены у «БРК лизинг». Как известно, руководство городского автопарка так и не произвело ни одной выплаты по договору.
Естественно, что за такими крупными долгами перед другой компанией и перед работниками тянется и долг за ГСМ, коммунальные услуги и другие обязательные платежи. Это стало известно после проверки компании управлением государственных доходов. Сегодня общая задолженность «Semey Bus» составляет около двух миллиардов тенге.
На данный момент единственным промежуточным итогом ситуации стало то, что ТОО «Semey Bus» проиграл суд в Нур-Султане против АО «Фонд развития промышленности». Судебные тяжбы завершились не в пользу местного автопарка, и теперь у «Semey Bus» будут изъяты автобусы. Это приведет к закрытию автопарка. Без работы останутся порядка 200 человек, в их числе водители и кондукторы. Куда направят «наши» автобусы еще не известно. Сейчас на маршрутах по городу работают автобусы ТОО «Семавтопарк» и ТОО «Таксомоторный парк». Однако выход старых автобусов на маршруты не закрывают всю потребность в общественном транспорте, ведь их вдвое меньше необходимого количества.
— Приходиться долго стоят в ожидании автобусов, попасть в них просто невозможно. На работу приходится добираться кое-как, где люди подвезут, где на такси, а то и вовсе пешком, — говорит семейчанин Бейсенбек Отарбаев.
— Я – человек пенсионного возраста, нам пожилым в автобусы эти зайти невозможно, так еще и ругают, мол, старики, сидите дома. А ведь у нас тоже есть дела! – сетует Ядвига Михайленко.
— У меня маленький ребенок, я одна воспитываю дочь, сейчас вот нам сказали сдать анализы, завтра идем к стоматологу, а как передвигаться по городу? Я не говорю о качестве автобусов, а ведь все мы уже привыкли пользоваться благами цивилизации – электронным билетированием, приложением, чтобы отслеживать автобусы. А в такую неблагоприятную погоду приходиться часами стоять на остановке в ожидании, — говорит Динара Отекешова.
Логично, что данный промежуточный исход ситуации и неразрешенность вопроса о качественном передвижении общественного транспорта вызвал недовольство общественности. В первую очередь не только сотрудников автопарка, но и обычных людей, которые каждый день вынуждены думать о том, как добраться до места работы или по любым другим своим делам. Нехватка автобусов влечет за собой не только недовольство граждан, но и отсутствие экономии денег и времени населения. Цены на такси стремительно растут, а дороги по утрам перегружены от обилия персонального транспорта – машин и велосипедов. В данной ситуации жителям Семея остается только надеяться на удачное решение проблемы.
Впрочем, пытается наладить движение автобусов отдел пассажирского транспорта и автомобильных дорог. Ситуацию информационному сайту Arnapress прокомментировал заместитель руководителя ведомства Нурлан Сергазинов: «Мы привлекаем другие парки: увеличиваем их подвижной состав автобусов, чтобы перекрыть те автобусы, которые не вышли на линию от автобусного парка «Semey Bus». Сейчас «Таксомоторный парк» у нас вышел порядка 70%, это из 80 единиц около 60 автобусов, «Семавтопарк» – сейчас на линии 63 единицы. Пока порядка 120 автобусов у нас на линии. Хотя по городу у нас ежедневно должно выходить 147-150 автобусов. Мы перекрываем практически все маршруты. Единственное – где-то есть недостаток транспортных средств. Если на некоторых маршрутах по графикам должны идти 10-12, а там ходит у нас 8-10».
Обещают в отделе ПТ и АД, что и в приложении «Avtobus» транспорт «Семавтопарк» будет отображаться в кратчайшие сроки. А пока семейчанам нужно набраться терпения, надеясь, на лучший исход, да, и наденьте самую крепкую обувь, видимо пешком походить еще придется…
Софья ЯНЦЕН