В городе Семей начал работать единственный в стране Центр ядерной медицины и онкологии. Уникальное медицинское учреждение поможет вывести диагностику и лечение раковых и сердечных заболеваний на новый уровень. Но чтобы центр начал свою работу пришлось преодолеть множество трудностей и даже судебных процессов.
Изначально открытие Центра ядерной медицины и онкологии планировалось на далекий 2015 год. Однако этому помешали нарушения при строительстве, и открытие медицинского центра было перенесено. Это могут подтвердить, как и сами врачи центра, так и специалисты Национального ядерного центра и несколько комиссий министерства здравоохранения. В 2017 году для центра возникла новая проблема – и она заключалась в оборудовании. Ведь здесь должно было не только проходить лечение пациентов, но и хранение и утилизироваться жидких радиоактивных отходов, остающихся после медицинских процедур.
— В проекте было оборудование «Инвиро» – это немецкая компания, она является мировым лидером по изготовлению такой системы. Но говорили, что нам нужна медтехника компании «Комишер» — это солидная итальянская компания, но она не занимается отстройкой, — объяснял тогда ситуацию оператор основного аппарат центра-циклотрона Даурен Бидахметов. — Наши ребята ездили за границу, и они не видели, чтобы «Комишер» ставили такое оборудование.
После данной ситуации девять правительственных комиссий вынесли вердикт, что опасное оборудование необходимо срочно демонтировать, но центр запустить как можно быстрее. Демонтаж был в первую очередь связан с заявленными требованиями на безопасность хранения ЖРО. Это стало очень важным моментом для дальнейшего функционирования центра. Здесь требовалось не только время, но и средства, а главное – знания.
— У нас нуждающихся в лечение в год по 600 человек, которые могли бы получить это лечение. К сожалению, есть больные, которые не дождались медицинской помощи. На сегодняшний день это остро нужно для Республики Казахстан, — говорил в том же году главный врач онкодиспансера города Семей Марат Сандыбаев.
Отрадно, что ученые Национального ядерного центра и медицинские работники шли до конца, и уже в 2019 году им удалось доказать девяти правительственным комиссиям, что отделение, где должны были храниться и утилизироваться ЖРО, не соответствует стандартам безопасности и представляет угрозу. В данный момент за нарушение работы над проектом осужден и отбывает наказание генеральный подрядчик центра — директор компании «ИртышГЭСстрой». А проект удалось изменить и главными критериями стали безопасность и современное оборудование.
— Девять правительственных комиссий подтвердили, что оборудование поставлено не проектное и действительно там была угроза, которая может повлечь тяжелые последствия, — комментировал ситуацию аким Восточно-Казахстанской области Даниал Ахметов. — Оставлять все в таком виде невозможно, отделение жидких радиоактивных отходов не отвечает радиационной безопасности и не отвечает проекту.
Впрочем, благодаря поддержке главы области, дело дошло до логического конца, все проблемы были устранены, и уже в этом году врачи Центра ядерной медицины и онкологии уже с гордостью могут показать оборудование и палаты открывшегося медицинского учреждения. Здесь теперь все соответствует мировым стандартам.
Сердце центра – это, несомненно, циклотрон, количество таких аппаратов в мире достигает всего 41, и последний 41-ый установлен в центре ядерной медицины. Сегодня бункер, где находится установка, отвечает всем требованиям безопасности. 2,5 метров достигает толщина металлической двери, стен и потолка. Ведь уже был негативный опыт, когда предыдущий циклотрон залило водой, и комиссия МАГАТЭ отказалась его принимать. Позже выяснилось, что крыша бункера вместо двух метровой толщины была всего восемь сантиметров, и как рассказали ученые, опасная радиация просто могла выйти наружу и принести не самые приятные последствия.
Выведена на новый мировой уровень и система сбора и хранения жидких радиоактивных отходов. В этом хранилище пришлось переделать абсолютно все, в первую очередь емкости для хранения, где отходы должны были оставаться на протяжении 135 дней после лечения пациентов. Внутри демонтированных емкостей ученые центра обнаружили деревянные подпорки, как на емкостях для АЗС, что вообще для данной радиационной системы недопустимо. Новая установленная система абсолютно безопасна как для пациентов, так и для персонала центра. И как рассказали ученые, если бы систему ЖРО не заменили, то городу грозила бы экологическая катастрофа.
— Пластик всего пять-шесть сантиметров, а эти бочки свисали над бетонным основанием. Это грозило бы мощной катастрофой, то есть взрывом всей системы. После потекла бы эта жидкая радиоактивная смесь. Здесь все могло взорваться, — подчеркнула доктор технических наук, профессор ВКГТУ имени Серикбаева Валентина Колпакова.
Работа по безопасному запуску медицинского объекта находилась на постоянном контроле Елбасы. Ведь именно по инициативе Нурсултана Назарбаева в Семее был запущен этот уникальный для страны медицинский проект.
Диагностировать и лечить врачи центра начали уже с апреля. Более 130 человек прошли радионуклидную диагностику. В стране аппарат для этого у нас единственный. За 50 минут пациент может пройти полное обследование. И врачи увидят не только очаги болезни, но распознают заболевание на самой ранней стадии.
— Кроме того здесь имеется система синхронизации дыхания, это позволяет улучшить качество изображения. И в качестве дополнительной функции есть возможность подключения ЭКГ аппарата для кардио-исследований. Этот аппарат не облучает пациента — он принимает излучение организма, — рассказывает заведующий отделением радионуклидной диагностики Центра ядерной медицины и онкологии города Семей Амир Уразалинов.
В таком обследовании все отработано до мелочей. Циклотрон вырабатывает радиоизотопы. Здесь же в лаборатории центра ядреной медицины из них делают радиофармпрепараты. Перед диагностикой человеку вводится этот препарат, который аккумулируется в слабых местах организма человека и томограф безошибочно в проекции 3D выдает не только очаги болезни, но и больные клетки и даже метастазы, в общем, то чего раньше врачи просто не могли увидеть.
— Даже если взять наших онкологических пациентов, то до этого мы им проводили компьютерную томографию и магнитно-резонансную томографию. Я могу сказать по своему опыту, новый аппарат чувствительнее, чем другие аппараты, — заявляет врач-диагност отделения радионуклидной диагностики Берик Карибаев.
На сегодняшний день врачи уже успешно проводят диагностику скелета, почек, печени щитовидной железы. А уже в июне пациентов начало принимать отделение радионуклидной терапии. Здесь все сделано с учетом радиационной безопасности — свинцовые двери и перегородки в палатах, а пациентов ожидают только комфорт и удобство. Тем более, что каждая палата выведана на пульт врача, где он видит состояние больного и общается с ним.
— Пациент принимает радиоактивные препараты и сам становится на определенное время радиоактивным, поэтому он должен изолироваться, — объясняет главный инженер Центра ядерной медицины и онкологии города Семей Медет Идинов. — Как правило, изоляция длится пять-семь дней. Порядка от 94-97% эффект есть. Очень эффективная процедура. К сожалению, у нас в Казахстане нигде нет такого. Это первое отделение, которое открывается и есть востребованность.
В конце лета также заработает циклотронный комплекс. Это значит, что уникальный ядерный центр сможет работать на полную мощность.
— Пропускная способность радионуклидной терапии, которая является единственной в РК — примерно 600 пациентов, с учетом длительности пребывания в семь дней. Что касается аппаратов, то их пропускная способность до шести тысяч пациентов, — говорит главный врач онкодиспансера города Семей Марат Сандыбаев.
Точность исследований с помощью радиоактивных изотопов помогает выявлять рак на ранних стадиях, а также эффективно с ним бороться. Радиофармпрепараты безошибочно обнаруживают даже микроскопические раковые образования, воздействуют на них, а потом доставляют строительный белок для восстановления клеток. Скорость, точность и безопасность особенно важны при лечении и это все способна делать ядерная медицина. Она дает пациенту шанс на жизнь даже в самых тяжелых ситуациях.
Соб. инф.