«Казпочта» — национальный оператор почтовой связи Республики Казахстан и одна из самых динамично развивающихся компаний, предоставляющих полный спектр почтовых и финансовых услуг на территории страны, включая все города и населенные пункты. Об изменениях в работе компании в ходе интервью газете «Вести Семей» рассказала директор АО «Казпочты» Гульжан Рахимбаева.
— Какие изменения произошли в работе «Казпочты» в 2021 году?
— Национальный оператор почты так же, как и раньше продолжает предоставлять населению традиционные почтовые, финансовые, агентские и брокерские услуги, понимая свою социальную значимость для населения, особенно проживающего в селах, где единственным финансовым институтом является отделение почты.
В настоящее время жители области могут не только получать свои пенсии, пособия и заработную плату в отделениях почты, оплачивать коммунальные, налоговые и другие платежи, но и могут оформить кредиты любого из трех банков («Хоум Кредит Банк», «Евразийский банк», «Альфа-Банк»). Можно открыть накопительный депозит в «Отбасы банке», не выезжая в райцентр или город. А также отправлять и получать почтовые и срочные переводы, международные переводы «Вестерн Юнион», «Юнистрим», купить билеты на поезд, лотерейные билеты, таксофонно-интеллектуальные IP карты «Тарлан» (для осужденных), выписать газеты и журналы, оформить платежную банковскую карту.
Наш филиал при взаимодействии с управлением координации занятости и социальных программ ВКО, осуществляет выпуск социальных карт для получателей пособий, в том числе адресной социальной помощи. Для пользователей социальных карт до 19 сентября действует акция «Кэшбек 5%» при покупках в аптеках и супермаркетах, то есть с каждой покупки на карту возвращается 5% от оплаченной суммы.
Поэтапно филиалом проводится оптимизация убыточных отделений почты. На первое января 2020 года в области действовало 281 производственных объектов, в настоящее время действует 253 отделения: в 2020 году было закрыто 21 отделение, в 2021 году – семь отделений. Основная причина закрытия отделений – их нерентабельность. В условиях рыночной экономики «Казпочта» не может позволить себе содержание убыточных отделений почтовой связи, такие объекты подлежат оптимизации. При этом обязательно учитывается численность населения села, в котором планируется закрытие отделения, так как согласно «Параметров качества общедоступных услуг почтовой связи», нормативное количество отделений почтовой связи в сельской местности определяется исходя из среднего количества населения, обслуживаемого одним отделением, равного двум тысячам человек.
— Какие основные задачи в рамках цифровой трансформации ставит перед собой «Казпочта»?
— В рамках цифровой трансформации, «Казпочта» осуществляет переход на новый формат обслуживания. А именно на онлайн-обслуживание через сайт post.kz, на котором можно произвести оплату коммунальных, налоговых, социальных и других видов платежей, пополнить баланс сотового телефона, открыть виртуальную платежную карту или заказать платежную карту на получение пенсии, пособия, заработной платы, сделать переводы с карты на карту.
— Какие новшества произойдут в сфере электронной торговли?
— «Казпочта» стимулирует развитие рынка электронной коммерции в Казахстане, что положительно сказывается на переходе нашей экономики на безналичные расчеты. В связи с пандемией во всем мире выросла доля электронной коммерции, активировались онлайн-сервисы. «Казпочта», реагируя на эти тенденции, сотрудничает с электронными торговыми площадками. У нас можно заказать доставку из любой точки мира по Казахстану и наоборот. Национальный почтовый оператор АО «Казпочта» привлек на казахстанский рынок электронной торговли популярный международный кэшбэк-сервис, который объединяет более трех тысяч интернет-магазинов. Ознакомиться с условиями интернет-покупок можно на сайте post.kz в разделе «Выгодные интернет-покупки». Также «Казпочта» сотрудничает с Каспий банком и для удобства населения осуществляет доставку товаров с «Каспи магазина» до городов Усть-Каменогорск, Семей, Аягоз, Шемонаиха, Риддер, Алтай, Курчатов, Зайсан и Глубокое.
— Как отражаются санитарные нормы и ограничения на работе «Казпочты»?
— Санитарные нормы и ограничения, связанные с пандемией коронавируса, не отражаются на деятельности АО «Казпочта». Отделения связи области работают в штатном режиме и не приостанавливали свою деятельность ни в прошлом, ни в текущем году. Более того, в целях выплат единовременных государственных пособий 42 500 тенге жителям, оставшимся без источника доходов, в прошлом году отделения связи работали в усиленном режиме с восьми утра до восьми вечера без выходных. Согласно нормам работники отделений связи были обеспечены индивидуальными средствами защиты за счет средств бюджета АО «Казпочта». В настоящее время для обслуживания клиентов мы начали применять программу «Ashyq» во всех отделениях связи для проверки статуса гражданина, чтобы минимизировать риски распространения сovid-19 и сократить количество контактов, приводящих к заражению.
— Какие новые государственные услуги оказывает «Казпочта»?
— С первого апреля текущего года Восточно-Казахстанский областной филиал АО «Казпочта» совместно с акиматом Восточно-Казахстанской области запустил проект «Универсальный агент государственных и социальных услуг» в 167 отделениях почты области. Теперь жители сел, не выезжая в областной или райцентр, экономя при этом свое время и деньги, что особенно важно для сельчан, проживающих в отдаленной местности, имеют возможность получать 628 государственных и три социальные услуги в отделениях почты. Граждане могут воспользоваться государственными услугами в режиме онлайн на портале egov.kz и получить там справки, заявления, уведомления, касающиеся трудоустройства и занятости, образования, здравоохранения, семьи, недвижимости и так далее. Многодетные и малообеспеченные семьи могут подать заявку на получение гарантированного социального пакета для детей от одного года до шести лет. Инвалиды могут подать заявки на технические средства реабилитации, а также заявки для оформления путевок на санаторно-курортное лечение на портале aleumet.egov.kz.
— Как проходит работа в сельских регионах?
— Работа почтовых отделений в сельской местности осуществляется в штатном режиме. Сельские отделения связи предоставляют полный спектр почтовых, финансовых и агентских услуг, перечисленных выше в первом пункте. Как было сказано выше, «Казпочта» несет убытки от обслуживания сельских населенных пунктов, где численность проживающего населения менее 2000 человек. Есть села, в которых фактически проживает меньше населения, чем указано в статистических данных, так как некоторые жители официально прописаны в селе, а фактически живут в городе или райцентре. Следует отметить, что многие жители сел получают свою пенсию и заработную плату по платежным картам других банков, производят оплату коммунальных услуг на сайтах других банков, то есть не пользуются услугами почтового отделения в полной мере. Соответственно отделение не получает необходимые доходы, а филиал несет расходы на аренду и содержание помещений, заработную плату работника и перевозку. В селе, в котором было закрыто отделение почты, в штате оставляется почтальон, который проживает в этом же селе, для обслуживания по выплате пенсии, пособий, приему платежей, доставке газет, журналов, писем, счетов-извещений, выдачи посылок. Согласно «Показателей качества универсальных услуг», утвержденных приказом министра информации и коммуникаций РК, доставка нерегистрируемых почтовых отправлений и периодических печатных изданий в сельских населенных пунктах осуществляется не менее двух раз в неделю. Выплата пенсии и пособий жителям села, где было закрыто отделение почты, производится также как и раньше в самом селе, пенсионерам нет необходимости ехать в соседнее село. Этот же работник может принять коммунальные и другие платежи. Также жители села, в котором было закрыто отделение, могут обслуживаться в отделении почты, находящемся в близлежащем селе либо передвижным отделением связи, которое приезжает в село два-три раза в неделю, согласно нормативам.
В соответствии с Законом Республики Казахстан от 24 июня 2002 года «О комплексной предпринимательской лицензии», внедрен проект о совместной деятельности по оказанию услуг АО «Казпочта» партнерами, согласно которого услуги почты могут также предоставлять частные предприниматели села, например, у которых есть свой бизнес.
— Спасибо за важную информацию!
Софья ЯНЦЕН