Семей – это культурный и исторический центр не только Восточного Казахстана, но и всей республики, что подчеркнул и президент Касым-Жомарт Токаев, отметив особый статус города во время своего визита в Семей. В год 30-летия Независимости, мы говорим об особом духе времени, который сохранился в этой местности и стал духовным наследием для будущем потомков. Ведь в нашем городе хранят память о великих музеи Абая Кунанбаева и Федора Достоевского, частичку истории – историко-краеведческий музей, ну а искусства — музей изобразительных искусств имени семьи Невзоровых. Также в Семее расположено множество зданий, имеющих неоспоримую культурную значимость. Но обо всем по порядку.
Нельзя отрицать, что каждому человеку дорога его малая родина – тот город, в котором он родился и вырос. А если родной город становится достоянием целой республики – это еще и повод для радости. А иногда и для легкой грусти, когда он соответствует не всем критериям культурного и исторического центра. Но в первую очередь, человек должен знать не только историю мира, но и историю своей страны, своего родного края, города или населенного пункта. Ведь история — это наши корни и эволюция развития.
С чего все начиналось
Не говоря о тысячилетней истории существования здесь населенного пункта, мы начнем рассказ об истории нашего города с 1718 года, когда он еще не приобрел официальный статус и назывался совсем иначе. Основание Семипалатной крепости было связано с именем Петра I, издавшим указ о защите восточных земель и начале возведения Прииртышских укреплений. В 1728 году — спустя десятилетие после основания крепости, здесь была учреждена таможня. Именно она контролировала торговлю с азиатскими купцами. А в 1776 году генерал-губернатор Западной Сибири откомандировал капитана Ивана Андреева – военного инженера-топографа, краеведа и этнографа, чтобы тот перестроил Семипалатную крепость по новому проекту – обеспечил крепость инфраструктурой, снял планы и карты местности для дальнейшего ее развития. И уже в 1782 году крепости был присвоен статус города.
В данный момент Ямышевские ворота — все, что осталось от старинной Семипалатной крепости. Ворота находятся около двух центральных магистралей — улицы Абая и проспекта Шакарима. Если же вы лучше разбираетесь в маршрутах общественного транспорта, чем в названиях улиц, то ближайшая к памятнику остановка «Музыкальная школа». Чем не достопримечательность, которую стоит не только увидеть, но и узнать ее историю?
Город рос и развивался. Торжественное открытие Семипалатинской области состоялось 1 октября 1854 года, а областным центром стал – Семипалатинск, который еще не обрел нынешнее название. К области относились многие внешние округа, а население было достаточно многочисленным. В 1873 году в городе уже появился телеграф. Конечно, очень трагично, что в 2020 году зданию первого телеграфа присвоили аварийный статус и лишили статуса памятника истории и культуры. Многие горожане посчитали это опрометчивым решением. Ведь двухэтажное здание было знакомо почти всем и располагалось в центре города. Также с 1910 года в городе уже имелся телефон и, стоит заметить, первый на территории Казахстана водопровод.
Предвоенные годы же стали годами большой стройки. Одним из самых известных проектов того времени можно считать Туркестано-Сибирскую железнодорожную магистраль (больше известную нам сейчас как «Турксиб»). В первую же пятилетку, пришедшуюся на 1928-1932 года, были отстроены мясоконсервный и мельничный комбинаты, а также кожевенный завод.
— Все исторические артефакты — здания, памятники, предметы – это все необходимо сохранять, изучать. Речь идет о том, что 18-20 века в истории Казахстана занимают особое место. Если мы говорим о Семипалатинске, то нужно помнить о том, что здесь работал Абай Кунанбаев. Не только как общественный деятель и просветитель, но и как создатель казахского литературного языка. Здесь жили и работали такие великие писатели, как Мухтар Ауэзов и Шакарим. Хотя Шакарим и не имел прямого отношения к городу, живя за его пределами, но проживал на территории области. Касательно казахской литературы и культуры наш город занимает значительное место для всего Казахстана, — рассказывает кандидат исторических наук и преподаватель в университете КазГЮИУ Александр Пашенцев.
Наш город можно охарактеризовать как культурно-исторический центр Казахстана и множество музеев, действующих на протяжении долгих лет тому доказательство. Например, областной историко-краеведческий музей является одним из старейших музеев во всем Казахстане. Его открытие состоялось 11 сентября 1883 года! Сложно представить, как долго музей представляет свои экспонаты и просвещает всех желающих. Хотя и известно, что за историю своего существования музей менял местоположение восемь раз.
Музей изобразительных искусств имени семьи Невзоровых был основан в 1985 году. Но его можно до сих пор считать одним из крупнейших собирателей художественных ценностей в Казахстане. Здесь хранится более 3600 произведений искусства, относящихся не только к живописи, но и к ремесленничеству. Само же здание музея является памятником архитектуры – оно было отстроено купцом Первой гильдии Федором Степановым в семидесятых годах 19 века.
Литературно-мемориальный музей Федора Достоевского был открыт в доме, где он снимал квартиру в 1857-1859 годах. В нашем городе великий русский писатель отбывал ссылку и прожил в общей сложности около пяти лет. Здание музея было возведено в 1838 году и до размещения в нем музейных экспозиций именовалось домом почтальона Лепухина. Сегодня оно является культурно-историческим памятником и имеет статус государственного уровня.
И, конечно, одним из самых известных музеев является дом-музей первого казахского поэта, просветителя и общественного деятеля – Абая Кунанбаева. Музей был открыт в 1940 году в доме, где ранее проживал Анияр Молдабаев – активный участник движения «Алаш», в гостях у которого часто бывал сам Абай. В семидесятых годах 19 века музей переехал в дом, принадлежавшим русским купцам с Урала — братьям Ершовым. К 150-летию великого поэта здание музея было объединено в Государственный историко-культурный и литературно-мемориальный музей Абая со зданием администрации и мечетью с медресе Ахмета Ризы.
Также в нашем городе и ныне действует первая общественная библиотека, основанная в 1883 году и являющаяся старейшей библиотекой в Казахстане. В первый год она содержала 274 экземпляра книг, обслуживала 130 читателей. В декабре же 1992 года она была переименована в библиотеку имени Абая.
Все перечисленное можно назвать весомыми основаниями для того, чтобы наш город приобрел статус культурно-исторического центра Казахстана.
Город в составе Республики Казахстан
16 декабря 1991 года Казахстан обрел Независимость. Именно в этот день наша страна объявила себя Независимым суверенным государством. И, долгие 30 лет тому назад, Казахстан открыл для себя новую веху истории, неустанно развиваясь и добиваясь результатов во всех важных для любого государства направлениях.
1 декабря 1991 года состоялись первые всенародные выборы президента Казахстана, на которых за Нурсултана Назарбаева проголосовали 98,76 % казахстанских избирателей. 10 декабря 1991 года Нурсултан Абишевич во Дворце Республики торжественно принес присягу и приступил к работе в качестве избранного народом Первого Президента Казахстана. В тот же день Верховный совет республики принял решение о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан.
Казахстан и народ нашей республики прошли непростой путь, стремясь к такому значимому событию. «Независимость», «Мир» и «Стабильность» — вот основные критерии, на которые по сей день ориентируется наша страна. Первый Президент Нурсултан Назарбаев в ежегодных Посланиях народу Казахстана неоднократно подчеркивает, что мы, создавая новое государство, ставили перед собой амбициозные цели и достигали их.
На заре независимости Казахстан приступил к реализации реформ, направленных на трансформацию от централизованной плановой экономики к современной свободной рыночной системе, от тоталитарной модели правления к многопартийной демократии. За последние 30 лет Казахстан установил дипломатические отношения с 186 странами и стал авторитетным голосом на международной арене.
Но кроме великих достижений были и трагические страницы истории. Так, например, всему миру известен Семипалатинский ядерный полигон. Первое испытание ядерного оружия в СССР состоялось именно здесь 29 августа 1949 года. Но, несмотря на то, что полигон был закрыт в 1991 году под влиянием одного из самых масштабных общественных движений в Казахстане «Невада-Семипалатинск», последствия от взрывов сказываются на экологии и здоровье населения Восточно-Казахстанской области до сих пор. Работы по устранению вреда от ядерных взрывов ведутся и в нынешнее время.
В 2001 году на острове Полковничьем был открыт монумент памяти жертвам Семипалатинского ядерного полигона, носящий название «Сильнее смерти». Он был создан по проекту архитектора Шоты Валиханова.
Центральный вход на территорию мемориала расположен в юго-западной части участка, с двух сторон которого вход будто бы охраняют крылатые барсы, которые, согласно народным поверьям, служат защитой от злых сил. Главным элементом комплекса является стела, достигающая в высоту 25 метров, на которой высечено изображение ядерного гриба. Внизу находится скульптура матери, которая своим телом укрывает ребенка. Этот скульптурный образ олицетворяют собой извечные символы матери-земли. На территории комплекса также находится гранитная стена – карта Казахстана, на которой высечены места расположения ядерных и других военных полигонов, существовавших в советское время. «Сильнее Смерти» очень важен для народа Казахстана, так как он символизирует все жертвы и потери в результате ядерных испытаний в период с 1949 по 1963 годы.
Отходя от трагичных событий в летописи истории Казахстана, вернемся к дальнейшей истории нашего города. В 1997 году Семипалатинскую область объединили с Восточно-Казахстанской. И, спустя десять лет, в 2007 году по инициативе Первого Президента, решением городского маслихата Семипалатинск был переименован в Семей. И теперь Семей – тот город, который знаком нам сейчас.
Перспективы культурно-исторического центра Казахстана
О том, что город Семей станет культурным и историческим центром Казахстана сообщил президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев в своей статье «Абай и Казахстан в 21 веке». Он отметил, что Семей – один из сакральных регионов в истории казахов, поэтому следует определить статус города, занимающего особое место в духовном развитие народа в качестве исторического центра.
Вполне логично, что край, где родились Абай, Шакарим и Мухтар Ауэзов достоин особо уважения и почета. В связи с этим было обещано провести комплексное социально-экономическое развитие города, реконструировать историко-культурные объекты в соответствие с новыми требованиями и современными стандартами.
— Я считаю, что это верное решение. Только сделать Семей историческим центром страны нужно было намного раньше. Потому что если посмотреть на исторические события и факты, то именно в Семее появилась первая библиотека для всего Казахстана. С другой стороны, у нас здесь появился первый телеграф. Что касается образования, культуры и современных технологий на рубеже 19 и 20 веков, то их распространение на территории Казахстана начиналось именно из города Семей. Стоит обратить внимание на то, что самая первая футбольная команда Казахстана также появляется в нашем городе еще в дореволюционные времена. Еще не было в других городах организованных футбольных команд, а это был новый вид спорта, пользующийся популярностью. Поэтому нам необходимо сохранять исторические здания, историческую память, которые касаются нашего города, начиная с 18 века. Конечно, очень печально, что инициатива по сохранению исторической памяти в основном исходит от общественности. В частности, от историков-краеведов, представителей гражданского общества, — комментирует Александр Пашенцев.
Конечно, при своевременном выполнении всех поручений наш город будет стремительно развиваться и это приведет к полному соответствию статусу культурного и исторического центра Казахстана. Но что же это значит на практике?
Инновации в архитектуре и строительстве – это хорошо. Но сохранение и восстановление старых зданий, представляющих культурную и историческую ценность, также важны. Ведь именно эти здания являются отражением нашей истории.
Кроме того, существование исторических памятников помогает наблюдать изменения в обществе для лучшего понимания причин, которые приводят к развитию и росту города в целом. Памятники культуры дают нам возможность понять те исторические события, которые происходили задолго до нашего рождения. Сохранение старых памятников играет важную культурную роль в воспитании гордости за наше наследие и прошлое, делая нашу страну и наш город уникальными среди других стран и городов мира. Памятники архитектуры – это отражение общества, культуры и истории. И, к сожалению, без реставрации все они рано или поздно подвергнутся разрушению.
Что же касается развития Семея в рамках культурного и исторического центра республики, то первым шагом на этом пути является туризм. Конечно, сохранение архитектурных памятников и исторических объектов привлекают туристов. Но также туристы нуждаются в развитой инфраструктуре и благоустройстве города, чтобы проведенное время отдыхающих было комфортным и приносило только положительные впечатления.
— Туризм – это одна из составных частей развития Семея как культурного и исторического центра Казахстана. Для интеллектуальной казахстанской публики всегда интересно приехать в Семей для того, чтобы посмотреть и ознакомиться с историческими памятниками, связанными с жизнью и творчеством великих исторических личностей. Для иностранных туристов было бы привлекательным имя Федора Достоевского, который до сих пользуется любовью не только российских, но и зарубежных читателей. Его удивительные произведения, где показаны глубины психологического поведения людей в различных ситуациях, интересуют людей по всему миру. Тем более, что у нас есть прекрасный музей имени Достоевского. Реклама, создание условий, сохранение исторических памятников и артефактов – это то, что позволит туризму развиться до международного масштаба. Здесь нужно быть реалистом и понимать, что благоприятные условия, развитая инфраструктура могут стать хорошим залогом для развития Семея в статусе культурного и исторического центра Казахстана. Это чистота в городе, общественный порядок и безопасность, качественная работа кафе и ресторанов, общественных заведений и общественного транспорта, — заключает Александр Пашенцев.
Кроме того, сложно не отметить тот факт, что развитие туризма создаст больше рабочий мест для горожан. Это не только благоприятно скажется на экономике города и Восточно-Казахстанской области, но и будет работать от обратного – чем лучше экономика, тем более благоустроен город.
К сожалению, пандемия также сказалась на развитие туризма. В 2020 году Семей готовился к огромному потоку туристов. Это было связано с 175-летием великого Абая. Но все обернулось спадом туристической активности из-за пандемии. С началом вакцинации появилась хрупкая надежда на улучшение эпидемиологической ситуации, но пока коллективный иммунитет оказался недостаточным и болезнь распространяется по-прежнему. Хотя туризм и постепенно возвращается к прежнему пути развития, вводя все новые инновации и планы.
Однако, показатель туристической подвижности населения Казахстана — один из самых низких в мире. Подавляющая часть турфирм предпочитает заниматься направлением своих соотечественников за рубеж, и лишь немногие фирмы работают на привлечение туристов в Казахстан, а в частности и в исторический центр страны.
Обобщая, можно сказать, что культурный потенциал Семея не раскрыт в полном объеме. Под культурным потенциалом города понимается способность городского общества к сохранению исторической памяти и постоянному развитию в данном направлении.
И только с благоустройством города и созданием качественной инфраструктуры, сохранением исторических зданий и памятников, привлечения краеведческих сообществ о нашем городе заговорят как о культурной столице Казахстана не только в нашей стране, но и в странах зарубежья.
Малую родину любят часто не за что-то конкретное, а просто за то, что она осталась в памяти воспоминания о детстве, юношестве и, возможно, жизни в более зрелом возрасте. Но иногда бывает недостаточно просто любить свою малую родину. И всегда нужно трудиться на благо ее развития и процветания. Ведь всем горожанам хочется увидеть свой город еще лучшим, чем он был вчера.
Софья ЯНЦЕН