Каждого родителя волнует вопрос, как развивать таланты своего ребенка, какое направление выбрать, какой кружок действительно сможет заинтересовать и позволит максимально раскрыть творческие способности. Мы подготовили небольшой обзор организаций дополнительного образования нашего города, чтобы родители и школьники смогли составить первое впечатление, оценить направленность и приоритеты работы с детьми, а возможно и примерно подобрать для себя понравившуюся секцию.
Дворец творчества детей и молодежи
В 2020-2021 учебном году во Дворце творчества детей и молодежи занималось 4200 обучающихся в 301 кружках на бюджетной и платной основе. В связи с пандемией короновируса занятия осуществлялись как в комбинированном, так и в онлайн и офлайн форматах. Дворец творчества детей и молодежи работал в режиме пяти-шестидневной рабочей (главный корпус) и пятидневной (№1, №2 корпуса) недели, согласно постановлению главного санитарного врача ВКО.
Направления деятельности Дворца творчества детей и молодежи: художественно-эстетическое; социально-педагогическое; научно-техническое; культурологическое; физкультурно-спортивное; дошкольное; организация досуга; краеведческое; военно-патриотическое. Образовательно-воспитательный процесс осуществлялся педагогическим коллективом, состоящим из 116 человек. Обучение шло в творческих объединениях на базе Дворца, школ города. Стоит отметить, что ребенок может выбрать любое творческое объединение и в течение года перейти из одного объединения в другое. Деятельность педагогов направлена на создание условий для творческого развития и непринужденного общения. Каждый ребенок — отдельная личность, обладающая особенным потенциалом. Образовательный процесс построен таким образом, при котором дети и подростки чувствуют себя уверенными в собственных силах и ориентируются на различные достижения. При этом знания, умения и навыки обучающихся сопоставляются как с уровнем обязательных требований, так и с уровнем их предыдущих учебных результатов. Организация занятий и структура каждого объединения регламентируются образовательной программой. Дворец работает по своей программе «Развитие», рассчитанной на 2015-2021г.г., имеется 20 авторских программ кружковой деятельности. Педагогический коллектив стремится создать для каждого из детей «ситуацию успеха», что позволило воспитанникам творческих коллективов найти сферу самореализации и удовлетворения своих интересов и потребностей и в режиме онлайн.
Воспитательная работа Дворца строится на согласованных усилиях педагогов, родителей, социальных партнеров учреждения. Как показал анализ учебно-воспитательной деятельности педагогов, качество образовательного процесса, определяемое через результативность обучения, составило около 90 %. А результативность воспитательной работы в коллективе, определяемая через систему отношений обучающихся к занятиям, к товарищам и влияние занятий на социальную адаптацию обучающихся) составила более 85%. Выпускники Дворца, которых в этом году набралось более 300 человек, обладают профессиональными достижениями. Ведь они проходили обучение по интересующему направлению на протяжении времени от одного до пяти лет. Выпускники демонстрируют высокую функциональную грамотность, а также всестороннюю личностную компетентность. Следует отметить, что во Дворце занимаются дети, относящиеся к различным категориям, это дети с особыми потребностями, дети-сироты, дети из неполных, малообеспеченных и многодетных семей и другие. К сожалению, их количество в прошедшем учебном году снизилось по объективным причинам. Как отмечают в отделе образования города, за 2020-2021 учебный год: педагогический коллектив завершил работу над продленной программой развития Дворца «Даму». Плановая учебно-воспитательная, спортивно-массовая, методическая работа Дворца выполнена в режиме онлайн, только спортивные мероприятия в режиме офлайн; показатели результативности обученности и воспитанности имеют неплохой результат.
«За истекший период воспитанниками Дворца в режимах онлайн и офлайн были заняты следующие призовые места: международного уровня- 72, республиканского уровня — 30, областного уровня — 59, городского уровня- 51. Коллективы Дворца отмечены наградами отдела образования по городу Семей управления образования ВКО и «Шыгыс Дарын», — отмечают в ведомстве.
Для тех, кто хочет заниматься работают коллективы, имеющие успех, как танцевальный «МИКС ДАНС», принявший участие в международном турнире по бальным танцам в г. Алматы в феврале и завоеаваший первое место. Есть образцовая студия танца «Манго», завоевавшая гран- при международного конкурса- фестиваля «Розы Татарстана», вокальная студия «Альянс», победившая на международном конкурсе фестивале «Музыкальный Нью Йорк», США. Работает в Семее музыкальный театр «Колокольчик», а воспитанницы кружка английского языка Диляра Нуркенова и Алина Галимулина заняли первые места во второй международной дистанционной олимпиаде по английскому языку, проводимой международным образовательным центром интеллектуального и творческого развития «Путь знаний». Интересным будет для творческих ребят и театр «Четвертая стена». Кстати, воспитанница театра Елена Забродина приняла участие в республиканском конкурсе научно — методического общества Казахстана «Напиши сказку». Ее сказка вошла в сборник сказок, который будет выпущен издательством в этом году.
По спортивным секциям тоже есть победы. Например, Альтаир Мейрханов и Ануар Муталапов заняли первые места в республиканском чемпионате по НОМАД ММА, первое место и у Жанпеиса Камильжанова, который победил на открытом первенстве ВКО по дзюдо среди юношей.
Поэтому те, кто хочет заняться творчеством или спортом могут посещать секции в главном корпусе Дворца творчества детей и молодежи по ул. Абая, 73 или в его филиалах на левом берегу в здании бывшего экономического лицея по ул. Кабылбаева или в здании бывшего «Жас Каната» по ул. Селевина.
КГКП «Ассоциация дворовых клубов»
В 2020-2021 учебном году в Ассоциация дворовых клубов города состояло 26 дворовых клубов с общим охватом 6540 детей. За время учебного года воспитанники приняли участие в 315 внутриклубных, городских, областных, республиканских и международных мероприятиях. Работа велась по двум направлениям: спортивно-оздоровительное и культурно-массовое. Также периодически работа в некоторых дворовых клубах проводилась онлайн в дистанционном режиме.
По итогам учебного года наибольшее количество призовых мест занял дворовый клуб «Восток», хореографического направления. Дети дворового клуба «Восток» принимали участие в международных конкурсах-фестивалях «Жас-Дарын» и «Дарынды Журек» и завоевали Гран-при и первые места.
В ноябре 2020 года дети из четырех дворовых клубов: «Кристалл», «Жемчужина», «Арлан», «Спарта» принимали участие в республиканском конкурсе «Лучший дворовый клуб», где также были отмечены грамотами в различных номинациях. 12 ноября в спорткомплексе «Абай-Арена» завершился II-й городской турнир «Лига дворового футбола» среди старшего и среднего возраста, по итогам которого дворовые клубы «Кристалл» и «Ертис» заняли призовые места.
Дворовый клуб «Спарта», ориентированный на развитии туризма, скалолазания и гребного спорта, принял участие в областном туристском слете, альпиниаде ВКО, чемпионате области по скоростному подъему по вертикалям, школьном первенстве по спортивному туризму и учебно-тренировочном походе в г. Риддер и спортивно-краеведческой экспедиции «Семей-Каштак».
Дворовый клуб «Юный спасатель» совместно с управлением по чрезвычайным ситуациям ежемесячно проводил семинары и тренинги на тему мер спасания на воде, на льду, в лесу и в экстремальных жизненных условиях. В апреле и июне 2021 года ребята участвовали в межрегиональных турнирах по футболу в городе Семей. По итогам соревнований дворовый клуб «Елимай» занял второе место, а сборная дворовых клубов «Семей-2011» стала серебряным призером на турнире «Sermey Cup». В течение всего учебного года проводилась работа по предупреждению короновирусной инфекции: беседы, ведение документации, обработка помещений.
КГКП «Восточно-Казахстанская Балетная школа»
В течение прошлого учебного года учащиеся балетной школы принимали активное участие в онлайн и офлайн конкурсах, фестивалях, мероприятиях городского, областного, республиканского и международного уровня.
Участвуя в международном конкурсе «Fresh dens» учащиеся Балетной школы были удостоены трех гран-при в разной возрастной категории и четырех дипломов первой степени, в международном многожанровом конкурс-фестивале «Новая волна 2021» учащиеся достойно представили свою школу получив гран-при и два первых призовых места, в международном фестивале «Восточная мозаика» учащиеся младшего звена были отмечены гран-при и дипломом первой степени. В международном многожанровом offline и online фестиваль-конкурсе творческих коллективов, солистов и художников «Дарындар шұғыласы» — «Радуга талантов» — «The rainbow of talents» учащиеся достойно представили Балетную школу, получив главный приз и три диплома первой степени. За время учебного года учащиеся школы в режиме онлайн участвовали в концертных программах города, посвященных различным мероприятиям и событиям. 33 учащихся приняли активное участие в школьном конкурсе «Волшебный мир танца», посвященном международному Дню танца. В целом, творческая деятельность педагогического коллектива Восточно–Казахстанской Балетной школы имеет высокий уровень и оценена на «Отлично».
КГКП «Областной детский биологический центр»
В Областном детском биологическом центре в кружки зачислены более 800 детей. 780 обучающихся из общеобразовательных школ города и 39 детей из специализированных детских организаций.
Основными формами учебного процесса в биоцентре являются групповые учебно-теоретические и практические занятия. В учебном плане предусмотрены программы для детей в возрасте от 9 до 15 лет, с учётом возрастных особенностей и детей с особыми образовательными потребностями. Имеющаяся учебно-материальная база центра позволяет реализовать в полном объеме авторские образовательные программы по 13 направлениям: на начало учебного года шесть программ на государственном языке и семь на русском, четыре программы для детей с особыми образовательными потребностями.
Все программы призваны стимулировать обучающихся к постоянному пополнению знаний о природе, об окружающей среде (природной и социальной), они существенно углубляют содержание базовых школьных программ по биологии, дают прикладные навыки, обеспечивающие успешное вхождение ребёнка в социум, способствуют воспитанию нравственности, казахстанского патриотизма, любви к природе.
В начале учебного года за кружковцами были закреплены 20 объектов наблюдения, 30 опытнических работ, десять исследовательских работ. Восемь исследовательских работ, 12 опытов были завершены и представлены на конкурсы разных уровней для защиты. Во всех кружках проводились краткосрочные опыты по физиологии растений и животных, своевременно оформлялись дневники.
Целью организационно-массовой работы в Областном детском биологическом центре является воспитание экологической культуры, казахстанского патриотизма, гражданственности, чувства долга перед природой и в ее сохранении, развитие творческих и коммуникативных навыков школьников через организацию массовых мероприятий со школами города, пригорода и в центре, традиционных праздников, проведения акций, слетов, предметных декад, работу Совета самоуправления воспитанников.
В кружках занимаются дети из разных школ, которые принимают активное участие в жизни центра. Это способствует укреплению дружбы между сверстниками из разных районов города и развитию традиций образовательной экологической системы, как в центре, так и по городу. На начало учебного года был составлен план воспитательных мероприятий среди юннатов центра, включающий в себя проведение традиционных праздников, акций, осенних, зимних и весенних каникул, патриотических, экологических, спортивно — оздоровительных мероприятий, предметных декад. Дети были также вовлечены в мероприятия, разработанные к юбилейным датам.
Деятельность в биоцентре осуществляется по десяти основным направлениям: экологическое воспитание, патриотическое воспитание, спортивно-оздоровительное воспитание, традиции центра и программа «Каникулы», предметные декады, недели, духовно-нравственное и эстетическое воспитание, трудовое, работа с родителями, работа Совета самоуправления, выпуск стенгазет, работа редколлегии. Было проведено 235 онлайн массово-воспитательных мероприятий, 25 онлайн мероприятий, посвященных экологическим датам. Яркими и содержательными были мероприятия, в рамках реализации программы «Каникулы», с общим охватом 780 детей.
Наряду с массовыми воспитательными мероприятиями среди юннатов, центр в соответствии с планом организационно-массовой работы, согласованным с отделом образования организовал и провел девять онлайн мероприятий для городских и пригородных сельских школ. Конкурсы, праздники, выставки объединяют всех детей, педагогов дополнительного образования, учителей школ в единую творческую группу.
— Проведение традиционных городских мероприятий, повторяющихся из года в год, есть показатель сложившихся традиций между центром и школами, встраивание ее в социальное и культурное пространство города. Такими традиционными мероприятиями стали: олимпиады по разделам биологических наук, акция по подкормке зимующих птиц, научная конференция и другое. Положительным моментом стало проведение промежуточных и отборочных туров конкурсов республиканского и международного уровней. За достижения на конкурсах международного, республиканского, областного уровней и успешное освоение программ дополнительного образования эколого-биологического профиля выпускникам кружка «Зоология»: Балаусе Айдосовой, Аружан Аманғалиевой, Елжану Нығметжанову, Сабине Роллан, Мөлдір Жеңісқалиевой вручить сертификаты, благодарственные письма и почетную ленту «Выпускник — 2021», — уточнили в биологическом центре.
За отличные успехи в освоении программ дополнительного образования эколого-биологического профиля и активное участие в общественной жизни центра, почетными грамотами были награждены 101 воспитанник, 41 воспитанникам присвоено звание «Победитель конкурса 2021 года», 87 воспитанникам — «Призер конкурса 2021 года».
«КГКП «Детская музыкальная школа № 1» отдела образования по г. Семей УО КО»
На протяжении 2020-2021 учебного года, обучение в музыкальной школе проводилось в двух режимах: штатном и дистанционном. Основной целью работы коллектива было сохранение контингента и создание эффективного учебного и воспитательного пространства, способствующего формированию разносторонне развитого и социально активного поколения молодёжи. Главные составляющие плодотворной деятельности реализовывались через сохранение традиций и открытость новым формам обучения будущих музыкантов, постоянное повышение квалификации преподавательского состава и активное участие в творческой жизни региона и республики.
В школе обучаются дети с различной степенью музыкальной одаренности, подготовки и общего развития, поэтому создавались условия для реализации индивидуального подхода к каждому обучающемуся за счёт гибкости в постановке учебных задач, возможности формирования стратегии обучения каждого ребёнка. Особое внимание обращалось на доступность, постепенность и последовательность в освоении музыкальных знаний, пробуждение у детей интереса к музыкальным занятиям.
Школа была открыта в 1947 году. Ее основная задача: формирование музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей, приобретение знаний и умений в области музыки, раскрытие и развитие творческого потенциала учащихся.
Контингент учащихся школы составляет 634 ребенка. Детей обучают следующим специальностям: домбра, қобыз, қыл-қобыз, жетіген, фортепиано, скрипка, виолончель, контрабас, флейта, баян, аккордеон, балалайка, гитара, домра-прима, вокал. Помимо обучения на специальном инструменте, изучаются курсы – теории музыки и сольфеджио, казахской и мировой музыкальной литературы, коллективного музицирования.
Результатом образцовой работы школы является участие детей в фестивалях и конкурсах различного уровня, в мероприятиях города и области.
— Учащиеся школы постоянно занимают призовые места в городских, областных, республиканских и международных конкурсах. Количество участников конкурса из числа учащихся школы ежегодно возрастает, заметен рост исполнительского мастерства и профессионализма, а так же, растёт число лауреатов, с 2018 года по 2021 года более 380 детей награждены дипломами лауреатов городских, областных, республиканских и международных конкурсов, — рассказали в учреждении.
17 февраля 2021 года проведён городской тур 54-го республиканского дистанционного фестиваля-конкурса юных музыкантов среди учащихся струнно-смычковых, духовых и ударных инструментов, в котром приняло участие 10 солистов и два коллектива, участниками фестиваля были 26 учащихся. В мае 2021 года проведён IV международный дистанционный конкурс имени Латифа Хамиди, участниками которого стали 131 солист и девять ансамблей, в которых выступали 83 учащихся.
Итого по результатам всех уровней конкурсов было представлено 270 участников. Гран-при завоевали 48 человек, первое место – 98; второе место – 74; третье место – 38; четвертое место – четверо обучающихся.
КГКП «Татарская школа искусств»
Несмотря на эпидемиологическую обстановку, этот учебный год был для Татарской школы искусств очень продуктивным с точки зрения подготовки и участия детей в конкурсах различного уровня. Педагоги занимались в обычном режиме и достигли с учащимися высоких результатов, что отразилось в успешном участии в конкурсах. Таким образом, учебный год ознаменовался участием в 24-х конкурсах разного уровня. Особенное внимание заслуживают международные конкурсы, которые в этом году проводились в онлайн-режиме. И, конечно, появилась большая возможность поучаствовать в таких конкурсах не только у нас в городе, но и в разных городах Казахстана, России и Татарстана. Отсюда и очень высокий показатель участия учеников школы в различных конкурсных мероприятиях. В международных онлайн конкурсах – 53 лауреата, республиканских онлайн конкурсах — семь лауреатов. Областные конкурсы — четыре лауреата.
Результаты конкурсов: четыре завоеванных гран-при; первых мест – 21 ребенка; вторых мест — 24; третьих мест — 15.
Преподавателями и учащимися Татарской школы искусств было организовано 38 онлайн и оффлайн мероприятий.
— Подготовлено и проведено 15 онлайн-концертов, из них четыре больших общешкольных концерта, посвященных различным государственным праздникам; семь онлайн-концертов классов, пять небольших концертов, посвященных праздникам, — рассказали в Татарской школе искусств.
Коллективом Татарской школы искусств организован и проведен 21-ый онлайн-фестиваль татарского искусства «Көзге Иртыш моңнары», в котором были задействованы участники из разных городов Казахстана, Российской Федерации и республики Татарстан. Участвовало в фестивале-кокурсе более 70-ти человек, девять детских и шесть взрослых ансамблей разных жанров.
Виктория ДОНКОВЦЕВА