Представители краеведческого общества «Прииртышье» обнаружили в горах Кокентау саманные мазары. Об уникальной находке рассказали местные краеведы.
В ходе изучения наскальных рисунков в горах Кокентау представители краеведческого общества «Прииртышье» наткнулись на интересную находку. Дело в том, что в горах Кокентау в свое время были обнаружены писаницы — древние наскальные рисунки, выполненные охрой красного и фиолетового цвета. А вот петроглифами принято называть изображения, высеченные в камне подручными инструментами. Сама писаница располагалась в узком ущелье и, скорее всего, была местом культов (капище), отмечают исследователи.
— На стенах были найдены изображения сцен охоты, животных, людей. Наиболее интересны изображения идущего солнцеголового божества, символизирующего культ огня и культ солнца. Если внимательно посмотреть, можно разглядеть изображение бревенчатого дома с крышей, рядом с которым находятся люди. Интересно и изображение трехглавого пика Ушайен, возле которого нарисованы архары, — рассказал
археолог и краевед Александр Долгушев.
Все находки фиксировались на фото, а их координаты тщательно записывались и указывались на картах. Возраст наскальных рисунков в Кокентау — третье-второе тысячелетие до нашей эры, то есть им уже около пяти тысяч лет, уточнили краеведы. Изучая писаницы, им удалось сделать новое маленькое открытие. В районе зимовки «Красная юрта» было обнаружено сразу несколько странных возвышенностей.
— Это были мазары, построенные из сырцового кирпича и залитые жидкой глиной, — характерная шатрово-купольная постройка, напоминающая юрту. Она датируется приблизительно второй половиной 18 века. Эта форма строений пришла на Восток Казахстана из Южного и Центрального Казахстана, где такие мазары стали возводить начиная с 14-15 веков, когда в Великую степь пришел ислам, после монгольского нашествия, — подчеркнул Александр Долгушев.
До этого времени на востоке страны не было такой традиции постройки. Вероятнее всего мазары делали местные мастера, освоившие данную технологию. Краеведы связывают это с джунгарами. Когда натиск джунгар на востоке ослабевает, люди, которые из-за набегов были вынуждены перебраться с этих территорий в более безопасные места, стали возвращаться, привнося новые элементы в традиционную культуру. Исследователи уточнили, что наверху были сделаны специальные световые окошки, чтобы свет проникал в строение и чтобы предотвратить скопление влаги и возможное разрушение. По бокам под наклоном тоже располагались световые окошки, они освещали купольное пространство дома.
Виктория ДОНКОВЦЕВА