В Кокшетау прошел третий международный театральный фестиваль «ТеART-Кокше». В программе были представлены спектакли театров из Казахстана, России и Кыргызстана. Фестиваль открыла постановка государственного русского драматического театра имени Ф.М. Достоевского «Завтра была война» по повести Бориса Васильева, режиссер Рача Махатаев. Право открывать фестиваль такого уровня было получено за заслуги труппы в прошлом году, поскольку актеры из Семея завоевали гран-при второго фестиваля «ТеART-Кокше» в 2019 году.
По данным организаторов, в третьем международном театральном фестивале «ТеART-Кокше» принимали участие театры Казахстана из городов Нур-Султан, Алматы, Актау, Актобе, Шымкент, Семей, городов России и Кыргызстана. В жюри конкурса были приглашены авторитетные эксперты театральной критики. Председатель жюри — кандидат искусствоведения, заслуженный деятель РК, профессор кафедры истории и теории театрального искусства Казахской национальной академии искусств имени Жургенова, председатель Казахстанской секции Международной ассоциации театральных критиков Сания Кабдиева. В комиссии такие именитые эксперты, как театральный критик, основатель и куратор всероссийского проекта «Школа театрального блогера», член комиссии СТД РФ по критике и театроведению, программный директор фестиваля «Сообщение» Глеб Ситковский (Россия); театральный критик, ассоциированный профессор искусствоведения Государственного университета театра и кино имени Руставели, вице-президент объединения международных театральных критиков Лаша Чхартишвили (Грузия); театральный критик, куратор, член экспертного совета и жюри Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска», советник министра культуры Республики Татарстан Нияз Игламов; директор Казахского национального академического театра драмы имени Ауэзова, драматург, театральный критик, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель РК Еркин Жуасбек.
В течение пяти дней на разных сценических площадках областного центра жители региона и участники фестиваля смогли посмотреть более десяти спектаклей, представленных 11 театрами Казахстана, России и Кыргызстана. После каждой постановки члены жюри давали свою оценку, анализ и рекомендации артистам, режиссерам и администрации театра. В итоге постановка театра имени Достоевского из Семея вновь завоевала гран-при фестиваля. Члены жюри похвалили актерское мастерство труппы, режиссерскую работу, нестандартные и интересные творческие решения, а на вопрос, может ли один и тот же театр несколько лет подряд брать гран-при, ответ был однозначным: «Это зависит только от мастерства и представленной постановки. Если театр показывает такой материал, он может брать главный приз и несколько лет подряд». О том, как театру из духовно-культурного центра Казахстана удалось выйти на столь высокий уровень и что для этого потребовалось рассказал директор театра Яков Вениаминович Горельников. По его словам, главный секрет успеха в этом случае – самобытная, очень мобильная и слаженная труппа и конечно же мастерство приглашаемых в город режиссеров из ведущих театров Москвы и Санкт-Петербурга. При этом сотрудничество ведется как правило с режиссерами-педагогами, которые за время подготовки постановки в Семее параллельно ведут педагогический процесс, привносят в коллектив что-то новое, необходимое для данного творческого решения. Кроме этого, артисты из Семея смогли достигнуть такой сыгранности, что никто разительно не выделяется из всей труппы – каждый заметен на сцене и блестяще справляется с поставленной режиссером задачей, а многие члены жюри и критики, которые в разные годы видели труппу в других фестивальных постановках в этот раз не сразу узнали любимых в Семее актеров и спрашивали руководство: «Это другие актеры, не те, что играли в «Ревизоре» в Санкт-Петербурге?» И были весьма удивлены, узнав, что это тот же состав.
— Репертуар – это лицо театра. Мы стараемся, чтобы уровень репертуара соответствовал нашей концепции. Чтобы это был солидный, грамотный, размышляющий репертуар для того, чтобы он мобилизовывал и артистов на какие-то высокие задачи, и зритель понимал – то, что у нас идет это уровень Москвы, Санкт-Петербурга, Европы. Есть группа авторов-драматургов, которых ставят многие театры, но они по духу, по форме, по теме, которую они отражают, истории, которая там заложена, примитивны. Хотя я понимаю, что зритель бы это, возможно, принимал, смеялся. Но нам интересно, чтобы каждый спектакль немного отрывал зрителя от земли, поднимал, занимался не навязчиво, не доминирующе, воспитательными, художественными, эстетическими функциями. И это должен быть определенный уровень и уровень должен быть хороший, высокий. Какие-то спектакли мы показывали. «Ангел», «Сиротливый запад» «Полианна», кто-то уходил, кому-то не нравилось, но это были единицы, очень незначительный процент. В основном все нравилось, и зритель читал это и понимал. В этот раз наш выбор пал на спектакль «Завтра была война», потому что, во-первых, он один из последних, он не «заигран». И как сказал член жюри, театральный критик из Москвы Глеб Ситковский про наш спектакль, «он сейчас в тренде». Это современный спектакль, — поделился Яков Вениаминович.
Члены жюри отметили пластику актеров, а драматургию посчитали оригинальной. Ведь это родилось в театре: в спектакле есть живой вокал, получился настоящий живой оркестр из наших же актеров, довольно большой — порядка шести человек. В материале артисты поют песни 60-70 годов, хотя в то время этого не было, ведь действие приходится на 1941 год.
— Но это настолько по теме, по атмосфере легло в структуру спектакля и было продолжением мысли той сцены, в которой звучало. Это не резало слух и не вызывало дополнительных вопросов. Это именно та импровизация, которая может быть и она во многом оправдана, — говорит руководитель театра. — Еще одно подобное решение — на актерах красные галстуки, хотя они по возрасту давно не пионеры и мы понимаем, что ученики десятых классов того времени уже давно комсомольцы, но это определенное режиссерское решение. Жюри и все зрители поняли, что эти красные галстуки существуют для того, чтобы было определенное образное решение.
Виктория ДОНКОВЦЕВА