День духовного согласия стали отмечать в Казахстане 25 лет назад. Тогда по инициативе Елбасы Нурсултана Назарбаева прошел первый Всемирный конгресс духовного согласия. Единство в многообразии стало нашим общим достоянием, а согласие между этносами – главным достижением, символом Казахстана, гарантией и основой успешного социально-экономического и общественно-политического развития страны.
В 2017 году Нурсултан Назарбаев выступил с программной статьей «Рухани жаңғыру». В переводе словосочетание означает «духовное возрождение». Сейчас это реализуемая в современном Казахстане формула общественного единства.
В городе Семей на совещании в Доме дружбы, посвященном Дню духовного согласия, обсудили различные способы противодействия деструктивным течениям, а также успехи, которых удалось достичь за 30 лет Независимости.
Учительница среднеобразовательной школы номер 31 Нургуль Балтабекова представила вниманию слушателей доклад, в котором затронула темы преподавания религиоведения в школах, а также рассказала о важности развития понимания в каждом ребенке.
– Очень правильно, что в общеобразовательных школах проводятся предметы светскость и основы религиоведения. Они необходимы для подрастающего поколения, но хотелось сказать, что дети всей земли хотят жить в мире, дружбе, в понимании, для каждого из нас главное – это согласие и единство народа. Преподавая предмет светскость и основы религиоведения, мы основываемся на том, что мы разные, но в этом наше богатство, мы вместе и в этом наша сила, – начала свою речь Нургуль Балтабекова.
Конечно, у присутствующих возник вопрос о том, не поздно ли преподавать такие важные предметы, начиная только с девятого класса. Но педагоги считают, что введение уроков основ религиоведения именно на пороге старшей школы верное решение.
– Впервые такими вопросами большинство школьников начинает серьезно задаваться именно в этом возрасте, в старших классах. Учащиеся хотят разбираться, они хотят понять, чем различаются религии, хотят понять, почему именно человек выбирает определенную религию, поэтому всем нравится, всем интересно, данный предмет имеет большую актуальность и дети это понимают, – прокомментировала Нургуль Балтабекова.
Для достижения целей, поставленных властями Казахстана, религиоведение в школах не должно стать обычным школьным предметом с единственной целью по приобретению новых знаний, но должно привести к росту толерантности среди молодежи, единению через различия. В связи с всеобщим охватом школ курсом религиоведения, в Казахстане остро встает вопрос о кадровом и учебно-методическом оснащении данного урока. Мировой опыт показывает, что внедрение религиоведения в школах актуально, и может принести значительную пользу, но только при качественном и высококвалифицированном преподавании. Курс на повышения уровня знаний о религии в Казахстане вполне соответствует нынешним мировым тенденциям.
Так, более чем 70 стран мира признали необходимость урока религии в государственных школах, в то время как характер предмета и целесообразность различных подходов все еще обсуждаются. Тем не менее, в одном все страны согласны – для развития у учеников толерантности и способности понимать религии, необходимо квалифицированное преподавание с качественным учебным материалом.
Тем временем, в Казахстане недостаток квалифицированных кадров очевиден и обусловлен низким количеством учителей-религиоведов, подготовленных для преподавания подобных предметов. Поэтому кроме нового предмета необходимо развивать и специальные курсы по повышению квалификации, которые помогут учителям правильно доносить информацию до учащихся.
Кроме того, религиоведение важно и потому, что поможет избежать молодому поколению попадания в деструктивные религиозные течения, которые могут негативно сказаться на личности и поведении в социуме. Религиозный экстремизм и терроризм сегодня стали одной самых главных угроз человечеству. А человек, обладающий знаниями и владеющий адекватными суждениями о религии, никогда не попадется на подобную «удочку».
Настоятель Воскресенского собора Вячеслав Гутов добавил, что адепты деструктивных религиозных течений зачастую поджидают ничего не подозревающих граждан в неожиданных местах и, что называется, сразу берут их в оборот.
– Однажды на вокзале Усть-Каменогорска ко мне подошли две благообразные бабушки и в лоб заявили, что в раю нет милиции. Я тогда уже учился в духовной семинарии, знал о религии не понаслышке и поэтому спросил, откуда им это известно. Они четко ответили, что так написано в Библии. Я их разочаровал, сказав, что читал Библию вдоль и поперек, но нигде этого не видел. Этот случай показателен, адепты таких течений выбирают «жертву» и пытаются втереться к ней в доверие, говоря о важных, на их взгляд, для человека вещах, – рассказал Вячеслав Гутов.
В завершение встречи директор Дома Дружбы Надежда Шарова отметила, что подобные мероприятия очень важны, поскольку способствуют ведению диалога между представителями самых разных конфессий в нашей стране.
Казахстанская земля больше века назад стала родным домом для десятка этносов, в связи с политическими процессами, происходившими на территории нашей республики. Страна демонстрирует мировому сообществу настоящий пример дружбы и единства.
Сегодня все знают, что Казахстан – единственная страна на постсоветском пространстве, которая настолько грамотно и эффективно распорядилась обретенным суверенитетом, что смогла превратить свои вроде бы уязвимые стороны в точки опоры. Речь, прежде всего, идет о полиэтничности. «За мир и согласие в нашем общем доме» — под таким девизом живут народы Казахстана.
Маргарита АСТАФЬЕВА