Одним из факторов социально-экономического развития нашей страны является рациональное и эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения. Они выступают средством сельскохозяйственного производства, являясь ключевым фактором обеспечения продовольственной безопасности, а также сферой существования и средством повышения качества жизни значительной части населения.
Из этого следуют главные цели и задачи эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения: необходимость сохранения и рационального, эффективного использования сельскохозяйственных угодий, создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции при условии сохранения плодородия почв с соблюдением требований в области ее охраны.
Как показывает практика, значительная часть закрепленных земель сельскохозяйственного назначения связана с их неиспользованием либо нерациональным использованием. Неиспользование земель сельскохозяйственного назначения зачастую происходит из-за отсутствия финансово-технической возможности, труднодоступности, отдаленности, низкого качественного состояния земель, что не является основанием для неисполнения своих обязанностей по использованию земель.
Обязанности собственников земельных участков и землепользователей по использованию земельных участков предусмотрены в статье 65 Земельного кодекса РК (далее — Кодекс), среди которых можно выделить следующие:
1) использовать землю в соответствии с ее целевым назначением (в частности, на пашне — проводить работы по ее обработке под посевы сельскохозяйственных культур; на сенокосах – проводить соответствующие работы по сенокошению, не допускать зарастания сорняками, кустарниками, мелколесьем и иных признаков деградации травостоя; на пастбищах – обеспечить наличие сельскохозяйственных животных в количестве не менее 20% от предельно допустимой нормы нагрузки на общую площадь пастбищ, и (или) проводить сенокошение в целях заготовки кормов; на многолетних насаждениях — проводить работы по уходу, уборке урожая и раскорчевке списанных многолетних насаждений).
2) осуществлять мероприятия по охране земель;
3) недопущение загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почвы, а также снятия плодородного слоя с целью продажи или передачи его другим лицам, за исключением случаев, когда такое снятие необходимо для предотвращения безвозвратной утери плодородного слоя.
Мероприятия по охране земель включают:
1) защиту земель от истощения и опустынивания, водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, химическими, биологическими, радиоактивными и другими вредными веществами, от других процессов разрушения;
2) защиту земель от заражения карантинными объектами, чужеродными видами и особо опасными вредными организмами, их распространения, зарастания сорняками, кустарником и мелколесьем, а также от других видов состояния земель;
3) рекультивацию нарушенных земель, восстановление их плодородия и других свойств земли и своевременное вовлечение ее в хозяйственный оборот;
4) снятие, сохранение и использование плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Кроме того, существуют Правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения (Приказ министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 17 января 2020 года № 7), и отдельно Правила рационального использования пастбищ (Приказ заместителя премьер-министра Республики Казахстан — министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 24 апреля 2017 года № 173), определяющие порядок их эффективного использования. Рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения включает в себя мероприятия направленные на поддержание и повышение плодородия земель, определенного уровня урожайности основных сельскохозяйственных культур, обеспечение оптимальной нагрузки на пастбища при производстве продукции животноводства, предотвращение выбытия сельскохозяйственных угодий из хозяйственного оборота, недопущение зарастания земель сорной и древесно-кустарниковой растительностью, а также захламления бытовыми и производственными отходами.
Неисполнение вышеуказанных требований расценивается как неиспользование либо нерациональное использование земель, за что недобросовестные землепользователи будут привлечены к административной ответственности по ст. 338 КРКоАП в виде административного предупреждения или штраф в размере от 10 до 200 месячных расчетных показателей.
Кроме этого, в целях своевременного пресечения и предупреждения неиспользования или нерационального использования земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства на основании данных дистанционного зондирования земель сельскохозяйственного назначения по фактам неиспользования по назначению и (или) их нерационального использования будет проводиться профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля.
Дополнительно, в качестве мотивирующего фактора к недобросовестным землепользователям согласно статье 509 Налогового кодекса РК применяется дополнительное 20-кратное налогообложение неиспользуемых и используемых с нарушением законодательства РК сельскохозяйственных земель.
В случае непринятия мер по использованию либо по устранению нарушений при использовании своих земельных участков, то в таких случаях земли будут принудительно изъяты в судебном порядке согласно ст. 94 Кодекса. При этом собственник (землепользователь), у которого принудительно изъят земельный участок, включается в специальный реестр лиц, что не позволит ему в течение 3 лет получить земельный участок.
В целях недопущения применения вышеперечисленных мер контроля землепользователям, учитывая возможности и рентабельность дальнейшего использования принадлежащего ему земельного участка, законом предусмотрено право добровольного отказа от права на земельный участок в соответствии с пунктом 1 статьи 81 Кодекса.
30 июня 2021 года глава государства подписал закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития земельных отношений». Согласно принятому Закону, с 1 января 2022 года функции государственного контроля за использованием и охраной земель (в том числе за использованием земель сельскохозяйственного назначения) возвращены в ведомство центрального уполномоченного органа с созданием его территориальных подразделений в столице, областях и городах республиканского значения. Данное нововведение направлено на усиление контроля за использованием и охраной земель и восстановление вертикали управления. В нашей области создано РГУ «Департамент по управлению земельными ресурсами Восточно-Казахстанской области Комитета по управлению земельными ресурсами МСХ РК», которое будет осуществлять государственный контроль за использованием и охраной земель на территории всей области.
Таким образом, в соответствии с поручением президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева департаментом по управлению земельными ресурсами Восточно-Казахстанской области будет усилен государственный контроль за эффективным использованием сельскохозяйственных земель с дальнейшим их изъятием у недобросовестных землепользователей и вовлечением в сельскохозяйственный оборот.
Департамент по управлению земельными ресурсами Восточно-Казахстанской области Комитета по управлению земельными ресурсами МСХ РК