Улучшить систему образования
Вопросы переформатирования системы образования и обеспечения приоритета подготовки кадров под нужды экономики обсуждались в Правительстве. На совещании под председательством премьер-министра РК Алихана Смаилова говорилось об «Атласе новых профессий и компетенций в Республике Казахстан», который был разработан и утвержден еще в 2020 году по поручению главы государства.
Как сообщает пресс-служба премьер-министра, включен в программу повышения доходов населения до 2025 года и является основанием для прогнозирования рынка труда и профессиональных стандартов. Атлас реализуется по девяти приоритетным направлениям, как нефть и газ, энергетика, сельское хозяйство, информационные технологии, туризм, транспорт и логистика, машиностроение, горная металлургия и строительство.
К слову, Восточный Казахстан серьезно подошел к подготовке специалистов по актуальным специальностям. Здесь в этом году планируют выделить 15 грантов для IT-специалистов для сельской местности, которые будут заняты в вопросе связи и интернета. Также в этом году за счет местного бюджеты выделено 450 грантов, 222 из которых по техническим специальностям — от IT-технологий до металлургии. Местное управление образования совместно с Палатой предпринимателей и промышленными предприятиями провело анализ и установило, что до 2026 года области необходимо подготовить почти семь тысяч специалистов. Также выделяются гранты на обучение студентов по медицинским и педагогическим специальностям, ветеринарии и животноводству.
Между тем, в Казахстане зафиксировано 129 исчезающих профессий, 95 профессий находятся в процессе трансформации, появились 239 новых профессий (из них 37 в отрасли нефти и газа, 32 в энергетике, 11 в машиностроении, 40 в IT, и т.д.). Министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов отметил, что в системе обеспечения подготовки кадров участвуют представители государственных органов и ассоциаций работодателей.
Современный рынок труда требует оперативной адаптации образовательных учреждений, работников и работодателей к новым отраслям, профессиям и навыкам. Сообщается, что в 2022 году вузами РК разработана 91 инновационная программа, к 2025 году планируется довести это число до 200. Кроме того, увеличена доля государственного заказа на технические направления подготовки до 60%. Вместе с тем, в этом году 406 предприятий промышленности Казахстана шефствуют над 406 колледжами ТиПО. В 2021 году таких примеров было всего 51. Шефствующие предприятия входят в составы попечительских и индустриальных советов, помогают со стажировками педагогов, обеспечивают прохождение производственной практики учеников и принимают на себя определенные обязательства по трудоустройству выпускников. В текущем году целевой госзаказ в Казахстане составил 10 тысяч заявок. Увеличена доля госзаказа на технические направления подготовки в колледжах с 40% до 70%. Кроме того, колледжи начали самостоятельно разрабатывать образовательные программы, согласованные с работодателями и шефствующими предприятиями.
Отмечено, что несмотря на разработку «Атласа профессий» и повышение потребностей рынка в специалистах технических специальностей, в Казахстане пока еще недостаточно развито прогнозирование потребностей в кадрах, текущие образовательные программы не в полной мере отражают изменения требований рынка труда и прогнозы по востребованности. Для масштабного внедрения «Атласа профессий» предложено провести коррекцию образовательных программ учебных заведений, скорректировать размещение государственного заказа местных исполнительных органах в учреждениях образования. Заслушав выступления и доклады участников заседания, Алихан Смаилов поручил внести в протокол ряд конкретных поручений, а также рассмотреть вопросы переформатирования системы образования в современных условиях на заседании Правительства РК.
соб.инф.