День медицинского работника – прекрасная возможность вспомнить о людях, выбравших своей профессией спасение жизней, служение людям, возможность в любой момент прийти на помощь в экстренной ситуации. Наш материал о человеке, почти 50 лет проработавшем в медучреждении, куда когда-то пришел интерном и о том, как его сердце тронули дети, которым он помогал и пронес это служение и желание помочь им выздороветь через всю свою жизнь.
Ильяс Туленович Тумарбаев – врач, детский анестезиолог-реаниматолог высшей категории отделения анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии детского стационара Университетского госпиталя НАО «Медицинский университет Семей». Трудовой стаж специалиста составляет 47 лет. Ильяс Туленович проработал все эти годы в одном медучреждении – областной больнице, которая сейчас носит название университетского госпиталя, и куда он пришел в далеком 1975 году после окончания медицинского университета.
— Ильяс Туленович, почему вы выбрали своим призванием медицину?
— Когда окончил школу, не было мысли о медицине. Нашу школу курировал Комитет государственной безопасности, учеников направляли на учебу в РУДН, МГИМО и школу военных переводчиков. Я собирался туда с другом, но он по здоровью не прошел, а я прошел, но одному не захотелось ехать. Это было в 1969 году. Самым престижным на тот момент в городе был медицинский институт, пришли с друзьями туда подавать документы. Я документы сдал, а друзья взяли и убежали. С такой курьезной ситуации начался мой путь в медицину, ведь в юности ты до конца не осознаешь, какую именно специальность хочешь. А потом во время учебы я по-настоящему увлекся философией медицины. Закончил учебное заведение почти на «отлично» – в дипломе всего четыре четверки. Начал работать в областной клинической больнице в 1975 году. С тех пор как устроился, никуда не уезжал, не увольнялся. Так и проработал 47 лет, потому что когда на практике столкнулся с больными малышами, они тронули мое сердце до глубины души. Поэтому решил посвятить свою жизнь медицине.
— Почему привлекло именно это направление в медицине?
— В то время многое решалось не нами. Я получал хирургическую специальность. Собирался стать хирургом-офтальмологом, а потом получил направление в эту больницу и сразу начал работать, а здесь непочатый край работы был, через день дежурили. Настолько меня эта деятельность захватила! А потом через три года я, совсем молодой, в 27 лет стал заведующим отделением, главным детским анестезиологом области. Прежде всего, занялся организацией анестезиолого-реанимационной службы: были созданы отделения реанимации во всех детских стационарах города Семей и центральных районных больницах.
У нас коллектив был молодой — все были энергичные, амбициозные, а специальность новая. Распределили всем обязанности — каждому курировать по два района, и началась работа. Создали отделения реанимации во всех детских стационарах г. Семей и центральных районных больницах, а потом в районах проводили кустовые семинары совместно с кафедрами детской хирургии. Выработали единую тактику оказания медпомощи детям на этапах сельско-участковых больниц, центральных райбольниц, областной детской клинической больницы. Все детские врачи области прошли на базе нашего отделения стажировку, интернатуру, резидентуру по вопросам обезболивания и неотложной помощи. Сейчас уже работает третье-четвертое поколение наших воспитанников.
Эта тактика работы дала свои плоды – детская смертность показала снижение, улучшение показателей во многих направлениях педиатрии, особенно детской хирургии, токсикологии, при ожогах, сахарном диабете, сепсисе у детей. Работа пошла так, что мы были очень рады результатам.
Учились мы специально в разных центрах. В то время у нас центры повышения квалификации были в Москве, Минске, Киеве, Ереване, Алматы, где, кстати, была одна из лучших школ. Пройдя обучение, внедряли все новшества. В детской хирургии результат зависит от того, насколько слаженно коллектив работает.
Сейчас медицина развивается быстрыми темпами, особенно эндовидеохирургия, лапароскопическая, энодоваскулярная хирургия, когда все манипуляции проводятся через небольшие разрезы.
Одно из наших достижений – проведение новорожденному ребенку лапароскопической операции. В нашей практике есть проведение малышу лапароскопической операции по поводу пилоростеноза, а также лапароскопической резекции кишечника с анастомозом. Больные поправились! Это уже хороший уровень, высокоспециализированная помощь. Учатся наши специалисты в разных школах повышения квалификации, сейчас есть возможность проходить обучение и за рубежом.
— Что бы Вы как доктор, который долгое время проработал с детьми, хотели бы рекомендовать родителям?
— Хочу сказать, чтобы не беспокоились об оснащении. Снабжение у нас с самого начала хорошее было в больнице по аппаратуре, по лекарствам. Здесь каждый день проводятся консилиумы по поводу каждого больного. Мы не единолично лечим больных. Хотя основная роль принадлежит нам, мы стараемся учитывать мнение всех специалистов. Ведь ситуации бывают сложные, все может резко поменяться в любой момент.
Самое главное, что я хотел бы сказать родителям, когда они приходят сюда, досконально изучить историю болезни ребенка, отвечать на вопросы точно, четко и честно. У нас большое значение имеет при проведении плановых операций, чтобы ребенок перед этим не кушал, не было рвоты для того, чтобы обследование проводилось корректно. Отмечу, что сейчас проводятся разные анализы очень оперативно, человеческий фактор практически исключен при проведении анализов.
Раньше с родителями велась санпросветработа. Мы в коллективах читали лекции, рассказывали как поступать в конкретных ситуациях. Например, при ожогах. Мы объясняли родителям, что при ожоге не надо снимать с ребенка одежду или мазать какой-нибудь мазью, в первую очередь если произошел ожог кипятком, ребенка нужно отнести под душ и полить на участок поражения водой минуты две и это сразу же уменьшит глубину ожога в дальнейшем.
Помощь нужно оказывать со знанием дела и конечно следить за детьми. Родители всегда в ответе за ребенка. К примеру возьмем ситуацию как отравление. Как оно происходит? Лекарства хранятся неправильно, в доступном для детей месте. Дети играются без присмотра, пока все заняты своими телефонами и пользуются моментом.
— Вы преподаете будущим медикам?
— Преподавал в университете несколько лет назад, вел интернатуру, готовил интернов. Сейчас у нас уже воспитывается третье или четвертое поколение ребят. Но мне больше по душе практическая работа. Удовлетворение получаешь, когда видишь, что ты помог человеку. Это — большое счастье. А когда не удается помочь, эмоционально трудно смотреть детям в глаза, а тем более говорить об этом родителям. Не всегда же они правильно принимают ситуацию. Болезнь ребенка – это всегда несчастье. Поэтому большая радость, когда наши пациенты выздоравливают!
— Что сейчас входит в ваши должностные обязанности?
— Я оказываю анестезиологическую и реанимационную помощь детям до 18 лет при операциях и критических состояниях у детей в плановом и экстренном порядке. Обычно с утра у нас обходы и консилиумы с участием врачей, руководства больницы и кафедр госпиталя. Выработка тактики лечения и обследования, операций и интенсивной терапии пациентов. Мне очень нравится моя профессия тем, что я могу помогать детям. Тяжелобольные дети сами сотрудничают с врачами. Особенно тесно работаем с хирургами. Как отмечал великий кардиохирург Н. Амосов, «золотые руки хирургов и золотые головы анестезиологов значительно улучшили результаты операции и выхаживания больных детей». Слаженная совместная работа отделения детской хирургии и отделения детской анестезиологии-реанимации, а также улучшение базы, оснащения оборудования больницы, подготовка кадров в центрах, в том числе за рубежом, дают хорошие результаты.
— У Вас как правило длительные операции?
— У меня одна операция была 12 с половиной часов подряд: резекция пищевода. Еще ее проводили очень маленькому ребенку – недоношенному. Мы раньше оперировали детей с первых часов жизни, когда это необходимо. Наша детская служба тем и характерна, что устраняет все отклонения и врожденные дефекты. Мы работали 12 с половиной часов, при этом поле для действий очень маленькое, а самая тяжелая часть работы – наша, нам надо обеспечить жизненно важные функции, чтобы ребенок выжил и в последующем выздоровел, чтобы было достойное качество жизни, не произошла инвалидизация.
— Как приходите в себя после таких нагрузок, поддерживаете физическую форму, ведь даже для молодых специалистов довольно сложны операции по 10 и более часов?
— Раньше постоянно спортом занимался: бегом, плаванием, лыжами. Это помогает. Остальные способы расслабления не приветствую.
— Вы единственный медик в семье или кто-то из детей решил продолжить династию?
— В свое время я запретил своим детям становиться врачами, да они и сами думаю не захотели, потому что видели что это постоянные дежурства. Внимания, думаю, им моего часто было недостаточно. Они уважают мой труд и меня как отца. Я всегда разговаривал с ними не как с детьми, а как с равными себе. Сейчас мои дети уже взрослые, каждый из них выбрал свой путь. Супруга у меня экономист, сейчас уже на пенсии, и я очень благодарен ей за оказываемую поддержку. Не всякий человек согласится на супруга с таким графиком работы. Когда я начинал работать, мы дежурили через день – по 15 дежурств в месяц, еще после них остаешься, по 30 часов подряд работаешь если тяжелая операция. Возвращаешься домой уже без сил, не всякий сможет принять такое. Уважаю свою супругу за то, что она относится к моей работе с пониманием.
— Что еще хотите рассказать про свою работу?
— Мне все-таки 70 лет, но я еще работаю! Почему я работаю? Все-таки стоял у истоков создания анестезиологической службы нашей области, хотелось бы оставить коллектив в хорошем, работоспособном, сплоченном состоянии. Такой коллектив сейчас и создается. Молодежь — шесть врачей, санитары, медсестры — в целом в отделении работает 32 человека. Это специалисты высшей, первой категории и этот коллектив сейчас сформировался, так что в скором времени, наверное, отдохнуть надо…
Конечно, надо признать, у меня присутствует трудоголизм. Однако всегда есть возможность немного отдохнуть. Люблю я это делать на природе. Я очень люблю наш край, остров, Иртыш. Конечно, в моей жизни были и зарубежные поездки, но родные места мне милее. Отдохнув на пенсии, планирую искать свою нишу заново, потому что пока здоровье есть, не стоит полностью закрываться дома, всегда можно найти занятие по душе.
— Что бы вы посоветовали молодым врачам, школьникам, которые только выбирают свой путь и рассматривают одним из направлений именно медицину?
— В нашей профессии ключевое слово – ответственность, вкупе с умением и знаниями. Ответственный человек эффективно работает везде. Нужно не столько стремиться стать кем-то, а попав в какую-то специальность чувствовать свою меру ответственности. Если ты ответственный человек, в любой отрасли у тебя будут хорошие результаты. Иногда бывает, что человек по призванию пришел, всю жизнь стремился быть врачом, а на деле оказывается, что специалист никакой. Иногда бывало так, что придет и над больным сидит плачет. Я говорю: не плакать надо, не сидеть, идти работать надо! Тут необходимо отключать эмоции, чтобы только голова работала, потому что время уходит. А оно для здоровья и жизни пациента дорого! У нас есть «правило золотого часа», «золотых минут» при инсульте, инфарктах. В первый момент, если достаточно хорошая помощь будет оказана и инвалидизации не будет, и качество жизни останется нормальным, человек займет достойное место в обществе. Ведь всем хочется быть нужными. Поэтому надо стараться, действовать!
— Что бы вы пожелали в праздник коллегам?
— Хочу вспомнить своих коллег, которых уже нет с нами. Что и говорить, пандемия коронавируса хоть и повысила авторитет медиков, но подкосила их ряды. Среди умерших от коронавируса 15% — медики. Сейчас в нашей сфере и финансирование, и снабжение, и оснащение улучшилось, да и зарплата повысилась, остается только работать не покладая рук. Поэтому всем коллегам в День медицинского работника хочу пожелать здоровья! Всем удачи — везде и во всем. Верю, что все будет хорошо в Казахстане!
А больным советую верить не только в силу лекарств и медицины, но и в себя, свои возможности и тогда Всевышний поможет нам. Это верный путь к выздоровлению. Вам тоже – здоровья и благополучия и достойного уровня медицинской помощи, мы все заслужили это!
Не люблю, когда нашу деятельность сейчас называют медицинские услуги. Медицина в первую очередь это — призвание и служение людям. А если называть нашу деятельность услугами, то и к врачам со временем отношение поменяется…
— Спасибо за пожелания и мудрые советы!
Стоит отметить, что в преддверии праздника состоялось награждение медицинских работников, на котором Ильясу Туленовичу Тумарбаеву была вручена медаль «Еңбек ардагері». Редакция газеты поздравляет его с таким событием и желает успехов в дальнейшем!
Виктория ДОНКОВЦЕВА