Сегодня, особенно учитывая трудную экономическую ситуацию в связи с геополити- ческими перепитиями и экономическим кризисом, в мире немало семей, которые требуют финансовой поддержки. Есть таковые и в Казахстане, для которых предоставляется адресная социальная помощь. Как эта мера реализуется в Семее рассказала в интервью директор КГУ «Центр занятости населения акимата города Семей области Абай» Дарига Абайкызы.
— Расскажите, что такое адресная помоь и кто может ее получать?
— В соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственной адресной социальной помощи» адресная социальная помощь оказывается социально уязвимым слоям населения, кто действительно в ней нуждается.
Государственная адресная социальная помощь предоставляется лицу или семье, чей среднедушевой доход на каждого члена семьи составляет ниже 70% от прожиточного минимума. На текущий квартал 2022 года черта бедности по области Абай составляет 30 036 тенге, это 70% от прожиточного минимума, который на сегодня составляет 42 909 тенге.
— Адресная помощь чем-то обуславливается или дается безусловно?
– Адресная социальная помощь оказывается в виде безусловной денежной помощи и обусловленной денежной помощи. Главная наша цель – это вывести семью из трудной жизненной ситуации. Для этого мы содействуем в трудоустройстве трудоспособного члена семьи на временные или постоянные рабочие места, в получении государственного безвозмездного гранта и предоставляем другие активные меры занятости, то есть дается направление на бесплатное обучение, молодежную практику, общественные работы, социальные рабочие места и так далее.
— Что еще входит в адресную помощь?
— Также государство обеспечивает детей из числа малообеспеченных семей в возрасте от одного до восемнадцати лет гарантированным социальным пакетом в виде продуктовых наборов и наборов товаров бытовой химии. От одного до шести лет они получают продуктовые наборы и гигиенические принадлежности, от шести до 18 лет — горячее питание в школах, школьную форму, обеспечиваются льготным проездом в городском транспорте.
— Если человек оказался в такой ситуации и ему требуется поддержка государства, куда можно обратиться?
— Лицо или семья, претендующая на получение адресной социальной помощи, может подать заявление на получение АСП, обратившись в Центр занятости на- селения по месту жительства, а в случае отсутствия центра по месту жительства – к акиму поселка, села, сельского округа, а также посредством Портала электронного правительства egov.kz. В процессе обращения лица или семьи с ней проводится консультирование, в ходе которого предоставляется информация об условиях получения безусловной и обусловленной денежной помощи. Мы рассказываем об условиях участия в активных мерах содействия занятости. Есть необходимость заключения социального контракта, поэтому говорим об обязательствах сторон, участвующих в социальном контракте, и условиях расторжения социального контракта. Также подробно разъясняем условия изменения размеров и (или) прекращения адресной социальной помощи, в том числе о лишении права на назначение адресной социальной помощи в течение шести месяцев – бывает и такое. Еще производится предварительный расчет среднедушевого дохода лица или семьи и размера адресной социальной помощи. После принятия заявления на назначение адресной социальной помощи, сформированный пакет документов передается участковой комиссии для обследования материального положения заявителя.
— Что бы вы посоветовали тем, кто хочет обратиться в центр занятости по вопросу получения АСП?
— Самое главное, хочется отметить, что адресная социальная помощь — это не средство к существованию, а лишь времен- ная поддержка лицу или семье в трудный жизненный период. Если вам нужна полная консультация, то вы всегда можете обратиться в наш центр по адресу: г. Семей, ул. А. Козбагарова, 40 или по телефонам – 52 33 73, 56 21 30.
– Спасибо за информацию.
Беседовала Марина ФАЛЬБЕРГ