Семейные династии в одной рабочей профессии сегодня встречаются редко. Потому мы время диктует свои правила и отдавать себя рабочей профессии согласиться не каждый представитель молодежи. Но в семье Мусабаевых все наоборот. Здесь профессию железнодорожника чтут и уважают, а потому по стопам старших пошли и младшие. Общий стаж династии насчитывает более 900 лет!
Знакомство мы начнем с начальника станции Жарма Мухамедкали Каукеновича Мусабаева. Он работает на железной дороге 46 лет. Наверное, эта профессия выбрала его еще до рождения самого Мухамедкали Мусабаева. Ведь он родился в семье железнодорожников.
Отец Мухамедкали Каукеновича участвовал в строительстве Турксибской железной дороги. Сегодня накануне 30-летия Независимости нашей страны, когда мы осваиваем не только Землю, но и космос, строительство железной дороги может казаться обыденным, но в те времена это было масштабное и трудоемкое строительство. Турксиб — стал одной из самых знаменитых строек первой пятилетки в СССР, да и главной артерией для нашего региона. Решение о строительстве Турксиба было принято 3 декабря 1926 года. 1145 километра рельсового пути проложили рабочие через горные реки, скалистые хребты, раскаленные пески. Подготовка к строительству началась в апреле 1927 года. Укладка первого звена трассы от станции Семипалатинск произошла 15 сентября 1927 года, с другого конца от станции Луговая — 19 ноября. Согласно казахскому обычаю, первый паровоз вышел с Луговой на новую линию через специально построенную арку, символизирующую юрту, через которую проносят новорожденного. На одной стороне арки было написано «Туркестан», на другой — «Сибирь». Турксиб известен как школа отечественного железнодорожного строительства. Дорога сооружалась по проекту и под руководством отечественных инженеров, трудом рабочих, представляющих многие национальности страны. Здесь прошли хорошую профессиональную выучку и выросли замечательные инженерные кадры. Опыт и деятельность строителей Турксиба стали золотым фондом отечественного железнодорожного строительства. Отрадно, что золотыми буквами в список тех строителей внесено имя и Каукена Мусабаева.
Также отец семейства Мусабаевых участвовал и в строительстве Семипалатинского железнодорожного моста. Первого мая в 1929 году впервые была открыта железнодорожная ветка, соединившая Новосибирск и Семипалатинск. Грандиозный железнодорожный мост в нашем городе был частью знаменитого Турксиба. Позднее обширная магистраль соединила Барнаул, Семипалатинск, Верный, Луговую и Арысь. Между тем строительство железнодорожного моста выдвинуло Семипалатинск на одно из первых мест среди промышленных центров Казахстана. Первый регулярный пассажирский поезд проехал по мосту 10 мая в 1929 году – это запечатлено в газете «Вечерняя Москва». После грандиозных строительств отец Мухамедкали Мусабаева еще много лет работал на железной дороге стрелочником, а затем и начальником станций Жарма и Аягоз. Работал на этих станциях он и в военное время.
Всего в семье Мусабаевых семь детей, пять братьев, из которых наш герой четвертый и две сестры. Все они трудились или трудятся на железной дороге.
— Общий стаж работы нашей семьи в этой сфере 902 года. Мой отец был железнодорожником. Все мои братья и сестра трудились в этой отрасли. Сейчас двое моих детей пошли по нашим стопам и тоже трудятся в данной отрасли. И даже внуки моих братьев пошли работать железнодорожниками. То есть, четыре поколения нашей семьи посвятили себя этой прекрасной профессии,- говорит Мухамедкали Мусабаев.
Сейчас наш герой является начальником станции Жарма, а в скором времени отсюда планирует уйти и на заслуженных отдых.
— Я начал работать железнодорожником с 1976 года сразу же после окончания школы. Начинал монтером путей, затем пошел в армию, а уже после поступил в Алматинский железнодорожный институт. По окончанию учебного заведения меня направили работать на станцию Жана-Семей дежурным стрелочного поста. На этой станции я работал также оператором и дежурным по станции. Затем перешел на станцию Семей, сейчас работаю начальником станции Жарма и скоро выхожу на пенсию,- говорит наш герой.
По словам Мухамедкали Мусабаева если бы ему предложили заново прожить жизнь, он бы все оставил как есть. Ведь он очень гордится своей профессией и желает всем нашим читателям любить свое дело, то чем они занимаются, как это делают в его семье.
Рената ТАХИРОВА