В 2021 году культурное сообщество мира отмечает 200-летний юбилей Ф. М. Достоевского. Казахстан, а особенно семейчане по-особому относятся к этой дате, ведь именно в Семипалатинске жил и создавал некоторые новые произведения классик русской литературы.
По данным ЮНЕСКО, Достоевский сегодня – один из самых цитируемых и переводимых русских авторов в мире. Его художественное наследие анализируется литературоведами, изучается современными школьниками и студентами, по произведениям писателя ставят спектакли, снимают кинофильмы. В то же время, ни об одном из классиков литературы не высказано столько противоречивых суждений. А что мы можем знать о периоде его жизни, который он провел в Семее?
Приезд в Семипалатинск
Ровно через четыре года Достоевский вышел из Омского острога, а 2 марта 1854 года был зачислен рядовым в первую роту Сибирского седьмого линейного батальона в Семипалатинске. Начался следующий период жизни писателя — ссылка и солдатская служба.
«Выйдя из моей грустной каторги, я со счастьем и надеждой приехал сюда. Я походил на больного, который начинает выздоравливать после долгой болезни и, быв у смерти, еще сильнее чувствует наслаждение жить в первые дни выздоровления. Надежды было у меня много. Я хотел жить…» — писал русский классик о своем приезде в Семипалатинск.
Однажды чувство «воскресенья из мертвых» Достоевский уже испытал, когда вместе с друзьями стоял на Семеновском плацу и готовился к смертной казни, которую по сценарию Николая Первого внезапно заменили каторгой и пожизненной ссылкой. «Жизнь — дар, жизнь — счастье», — писал 27-летний писатель, отправляясь в Сибирь. Тот подарок судьбы был неожидан, этого он ждал четыре года, ежедневно считая пали на заборе омской тюрьмы. Он не жалел пропавших лет: «Вечное сосредоточение в самом себе, куда я убегал от горькой действительности, принесло свои плоды». Достоевский учился принимать жизнь спокойно: «Бывши в таких передрягах, как я, выживешь наконец несколько философии». Еще в детстве его поразила Книга Иова, навсегда ставшая для него главной. После каторги из Семипалатинска Достоевский писал: «Мне кажется, что счастье в светлом взгляде на жизнь и в безупречности сердца, а не во внешнем».
Семипалатинские годы — это время возвращения Достоевского к литературному труду. Он снова мог писать:
«На душе моей ясно. Вся будущность моя, и все, что я сделаю, у меня, как перед глазами. Я доволен своей жизнью». Но работа шла нелегко, много времени отнимала солдатская служба. Достоевский ненавидел муштру и смотры еще в Военно–инженерном училище. В Семипалатинске же ему опять пришлось надеть форменную одежду. «Солдатство не шутка… солдатская жизнь со всеми ее обязанностями солдата не совсем-то легка для человека с таким здоровьем и с такой отвычкой или, лучше сказать, с таким полным ничегонезнанием в подобных занятиях… Я не ропщу; это мой крест…»
Встреча с Валихановым
Выйдя из острога и оставшись в Омске на месяц, Достоевский познакомился с офицером Чоканом Валихановым. Это был блестящий и отважный человек, ученый-этнограф, фольклорист, путешественник. Достоевский встречался с Валихановым и в Семипалатинске. Он оценил высокие дарования своего нового друга: «…Не великая ли цель, не святое ли дело быть чуть ли не первым из своих, который бы растолковал в России, что такое Степь, ее значение и Ваш народ относительно России, и в то же время служить своей родине просвещенным ходатайством за нее у русских. Вспомните, что Вы — первый киргиз — образованный по-европейски вполне. Судьба же Вас сделала вдобавок превосходнейшим человеком, дав вам и душу и сердце».
Чокан Валиханов был просветителем, путешественником, историком, этнографом и фольклористом. После окончания в 1853 году Сибирского кадетского корпуса в Омске с октября 1853 год был адъютантом генерал-губернатора Западной Сибири Г. X. Гасфорта и в начале 1854 года, по свидетельству А. Е. Врангеля, знакомится в Омске в доме К. И. Иванова с Достоевским. Это знакомство перешло в тесную дружбу, и Достоевский неоднократно встречается с Валихановым в Семапалатинске в 1856 году. 14 декабря 1856 года Достоевский писал Валиханову: «Я никогда и ни к кому, даже не исключая родного брата, не чувствовал такого влечения, как к Вам». В этом же письме Достоевский предсказал Валиханову великое будущее: «Лет через семь, восемь Вы бы могли так устроить судьбу свою, что были бы необыкновенно полезны своей родине».
Достоевский встречается с Валихановым в Омске 6-9 июля 1859 года. В 1860-1861 годы Валиханов, после участия в ряде экспедиций в Средней Азии и Китае, жил в Петербурге, работая в Главном штабе над подготовкой карты Азии, и часто встречался с Достоевским. Например, 4 мая 1860 года Достоевский был на лекции Валиханова о Кашгарии в Русском географическом обществе.
Близкие связи благодаря Семипалатинску
Близкие связи благодаря Семипалатинску сложились у Достоевского с многими ссыльными и учеными. Сблизился в эти годы Достоевский и со знаменитым географом П. П. Семеновым (впоследствии Тян-Шанским). Большое значение имела для ссыльного писателя дружба с бароном А. Е. Врангелем, который прибыл из Петербурга в Семипалатинск в 1854 году в качестве нового окружного прокурора. Он знал Достоевского как автора романа «Бедные люди». Скоро они стали близкими друзьями.
«Александр Егорович… человек очень молодой, с прекрасными качествами души и сердца, приехавший в Сибирь прямо из лицея с великодушной мечтой узнать край, быть полезным и т. д. Он служил в Семипалатинске; мы с ним сошлись, и я полюбил его очень…» — писал Достоевский.
Два года пока Врангель жил в Семипалатинске, они с Достоевским общались почти ежедневно. Образованный молодой прокурор ввел Достоевского в лучшее местное общество, во всем оказывал ему помощь и поддержку. Врангель оставил интересные воспоминания о семипалатинском периоде жизни писателя.
Жизнь в Семипалатинске
В биографии Достоевского Семипалатинск был городом перемен — Достоевский ждал амнистии, верил, что скоро сможет вернуться в Россию. С описания Семипалатинска начинаются «Записки из Мертвого дома»: «В отдаленных краях Сибири, среди степей, гор или непроходимых лесов, попадаются изредка маленькие города, с одной, много с двумя тысячами жителей, деревянные, невзрачные, с двумя церквями — одной в городе, другой на кладбище, — города похожие более на хорошее подмосковное село, чем на город…» В повести «Дядюшкин сон», события которой разворачиваются в Семипалатинске, дана похожая короткая характеристика: «По улицам, обставленным маленькими, враставшими в землю домишками, ожесточенно лаяли собаки, которые в провинциальных городах разводятся в ужасающем количестве…»
Близкое по деталям и общему впечатлению описание этого города находим и у Врангеля: «Семипалатинск в то время был ни город, ни деревня, а нечто среднее. Одноэтажные, бревенчатые, приземистые домишки, бесконечные заборы, на улице ни одного фонаря, ни сторожей, ни одной живой души, и если бы не отчаянный лай собак, город показался бы вымершим…»
В Семипалатинске Достоевский поменял четыре адреса. Около месяца он жил в казармах с солдатами, потом поселился в доме на окраине города: «Хата Достоевского находилась в самом безотрадном месте. Кругом пустырь, сыпучий песок, ни куста, ни дерева. Изба была бревенчатая, древняя, скривившаяся на один бок, без фундамента, вросшая в землю, и без единого окна наружу, ради опасения от грабителей и воров… У Достоевского была одна комната, довольно большая, но чрезвычайно низкая; в ней царствовал всегда получмрак. Бревенчатые стены были смазаны глиной и когда-то выбелены; вдоль двух стен шла широкая скамья. На стенах там и сям лубочные картинки, засаленные и засиженные мухами. У входа налево от дверей большая русская печь. За нею помещалась постель Федора Михайловича, столик и, вместо комода, простой дощатый ящик. Все это спальное помещение отделялось от прочего ситцевою перегородкою. За перегородкой в главном помещении стоял стол, маленькое в раме зеркальце. На окнах красовались горшки с геранью и были занавески, вероятно когда-то красные. Вся комната была закопчена и так темна, что вечером с сальною свечою — стеариновые тогда были большою роскошью, а освещения керосином еще не существовало — я еле-еле мог читать. Как при таком освещении Федор Михайлович писал ночи напролет, решительно не понимаю. Была еще приятная особенность его жилья: тараканы стаями бегали по столу, стенам и кровати, а летом особенно блохи не давали покоя, как это бывет во всех песчаных местностях» — писал Врангель.
Музей Достоевского
Весну-лето 1855 года писатель провел вместе с Врангелем на даче «Казаков сад», а в 1857 году после женитьбы на Марии Исаевой снял квартиру в доме почтальона Ляпухина. В октябре 1965 года решением Семипалатинского горисполкома часть дома на втором этаже была освобождена от жильцов для городской библиотеки №15. Заведующая библиотекой Зинаида Георгиевна Фурцева стала собирателем и хранителем материалов о писателе. Ее усилиями и стараниями была заложена основа музея, создан первоначальный фонд. В 1971 году, когда мировая общественность отмечала 150-летие со дня рождения Ф.Достоевского, седьмого мая в этом сохранившемся деревянном доме, в котором Достоевский снимал квартиру, был открыт Музей Достоевского. В 1976 году к старому дому по проекту московского архитектора В. Ф. Власова была сделана современная пристройка. В архитектуру здания была заложена идея памятника-книги. Двухэтажное каменное строение имеет две стороны ломаных стен, как бы сложенных из полуоткрытых книг. Стены здания оформлены композициями «Кабинет писателя» и «Петербург Достоевского». У входа установлена бронзовая скульптура «Ф. Достоевский и Ч. Валиханов».
Интерьеры мемориальной квартиры в основном восстановлены по воспоминаниям Зинаиды Сытиной, жительницы Семипалатинска: «Памятен мне домик, где жил Достоевский в городе Семипалатинске. Он состоит из четырех комнат: первая маленькая комната была столовой, рядом спальня, налево из первой комнаты гостиная — большая угловая комната, а из гостиной налево дверь в кабинет. Меблированы комнаты были просто, но очень удобно: в гостиной диван, кресла и стулья были обиты тисненым дорогим ситцем, с красивыми букетами, перед диваном стоял стол, а возле кабинетной двери налево диванчик в виде французской буквы S и несколько маленьких столиков. У углового окна стояло кресло, на котором любил сидеть Федор Михайлович, и близ окна куст волкамерии в деревянной кадочке. На окнах и дверях висели занавеси; в остальных комнатах также было убрано мило, просто и уютно».
Сейчас Литературно-мемориальный дом Ф.М. Достоевского, который находится в городе Семей, вошел в список 100 сакральных объектов Казахстана.
«Дядюшкин сон»
Как известно семипалатинский период жизни Ф. Достоевского ознаменован несколькими произведениями, одно из которых повесть «Дядюшкин сон», написанная в 1859 году. Это первое после длительной творческой паузы произведение Достоевского, с которым он вернулся к литературной деятельности. Впервые опубликовано оно в журнале «Русское слово» (1859, № 3).
Действие повести происходит в городе Мордасове, где живет Мария Александровна Москалева — энергичная дама, имеющая двадцатитрехлетнюю дочь. Мать мечтает выдать Зинаиду замуж, однако та мягко отклоняет предложения своего единственного ухажера Павла Мозглякова, других же достойных кавалеров в их небольшом городке нет.
Однажды в доме Москалевых останавливается князь К. — господин весьма почтенного возраста, страдающий, по мнению горожан, старческим слабоумием и внешне напоминающий «мертвеца на пружинах». Во время общения с гостем у Марии Александровны созревает план: женить его на своей дочери. Зинаида, с которой мать делится этим замыслом, сначала горячо отвергает любые разговоры о свадьбе, но Москалева-старшая приводит весомые аргументы: согласно ее доводам, девушке выпадает особая миссия — в браке она будет для мужа сестрой милосердия, а после его смерти станет богатой и свободной княгиней. Мария Александровна прилагает немало усилий для реализации своего проекта; в итоге князь, расслабившись от напитков и пения Зинаиды, соглашается жениться. Однако наутро выясняется, что К. весьма смутно помнит о недавних событиях, и Павлу Мозглякову удается убедить «дядюшку», что свою грядущую свадьбу тот видел во сне. Когда обман раскрывается, Зинаида честно признает свою вину, а князь, тронутый ее искренностью, сообщает, что для него было бы большой честью предложить руку и сердце такой девушке. Все случившееся становится для К. сильным потрясением; через три дня он умирает в своем гостиничном номере. Раскаивается и Павел Мозгляков, понимающий, что из-за ревности он потерял любимую. Через несколько лет судьба сведет их на балу в далеком краю. Зинаида, ставшая к тому времени женой генерал-губернатора, не узнает бывшего ухажера.
Работа над повестью «Дядюшкин сон» началась у Достоевского после длительной творческой паузы, связанной с пребыванием сначала в Омском остроге, а затем в Семипалатинске. К ее созданию автора подтолкнуло не только желание вернуться к литературной деятельности, но и финансовые сложности: так, в 1858 году, рассказывая в письме, адресованном публицисту Михаилу Каткову, о задумке нового произведения, Федор Михайлович откровенно дал понять, что испытывает острую нужду в деньгах: «Если Вам угодно будет иметь, для напечатания в этом году, мой роман, то не можете ли Вы мне выслать теперь же, вперед за роман, недостающие мне и крайне необходимые 500 руб., серебром». Не только Катков, но и издатель журнала «Русское слово» Григорий Кушелев-Безбородко согласились сотрудничать с Достоевским по предложенной им схеме — выплата гонораров в кредит, «под честное слово». Исследователи не смогли установить точную дату начала работы над «Дядюшкиным сном»; по их предположениям, Федор Михайлович собирался написать на основе придуманного им сюжета комедию, поэтому черновики были заполнены соответствующими ремарками: «Десять часов утра», «Марья Александровна сидит у камина» и так далее. Несмотря на спешку, Достоевский — в нарушение предварительных договоренностей — смог отправить готовую рукопись в «Русское слово» только в январе 1859 года. В марте повесть была уже напечатана. Впоследствии, вспоминая историю ее создания, Достоевский признавался: « Я написал ее тогда в Сибири, в первый раз после каторги единственно с целью опять начать литературное поприще, и ужасно опасаясь цензуры (как к бывшему ссыльному). А потому невольно написал вещичку голубиного незлобия и замечательной невинности».
Литературное сообщество встретило публикацию «Дядюшкиного сна» почти демонстративным молчанием. Судя по воспоминаниям современников Достоевского, устные оценки нового произведения Федора Михайловича дали в частных беседах писатели Иван Тургенев и Иван Гончаров, критик Дмитрий Писарев, поэт Николай Некрасов. Тепло отозвался о повести в одном из писем Алексей Плещеев, долго хлопотавший о возвращении Достоевского в литературу и выступавший в роли доверенного лица при его переговорах с издателями. Однако горячих откликов и рецензий, подобных тем, что сопровождали выход романа «Бедные люди», автор не дождался.
В «Дядюшкином сне» отразились впечатления, полученные Достоевским во время пребывания в Сибири. Мордасов в его повести — это «царство сплетен, слухов, интриг, дамских войн за первенство в обществе», это город, в котором большим, долго обсуждаемым событием становится любой эксцентричный поступок. Этнопсихологической основой разработки служат Достоевскому реальные наблюдения над омскими, семипалатинскими и барнаульскими обывательскими типами и нравами 1850-х годов.
Нурай БАЙТОРИНА