Ювелирное искусство занимает особое место в истории казахской национальной культуры. Именно в нем наиболее полно и ярко отражаются идеалы народа, его вкусы, уровень художественных и материальных ценностей. Ведь в отличие от произведений других ремесленных промыслов «вечные материалы» ювелирного искусства могут сохранить его в столетиях. Бронза, серебро, золото оказались способными противостоять разрушительному действию времени и дают возможность проследить непрерывную линию развития народного искусства с древнейших времен до наших дней. Особую роль ювелирного искусства в культуре казахского народа отметил и Елбасы Нурсултан Назарбаев в своей статье «Семь граней Великой степи».
Елбасы пишет о том, что изобретение способов получения металлов открыло новую историческую эпоху и навсегда изменило ход развития человечества. Казахская земля, богатая многообразными металлическими рудами, также стала одним из первых центров появления металлургии. Еще в глубокой древности на землях Центрального, Северного и Восточного Казахстана возникли очаги горнорудного производства и выплавки бронзы, меди, свинца, железа, серебра и золота, изготовления листового железа. Наши предки постоянно развивали производство новых, более прочных металлов, что открывало им возможности для ускоренного технологического прогресса. А вслед за прогрессом в сфере обработки металлов развивалось и ювелирное искусство.
Кроме того, наши предки жили в полной гармонии с окружающим миром и считали себя неотделимой частью природы. Этот ключевой принцип бытия сформировал мировоззрение и ценности народов Великой степи. Древние жители Казахстана обладали высокоразвитой культурой – имели свою письменность и мифологию. Наиболее ярким элементом их наследия, отражением художественного своеобразия и богатства духовного содержания является «искусство звериного стиля». Использование образов животных в быту и ювелирном искусстве было символом взаимосвязи человека и природы, указывало на духовные ориентиры степняков. Это мы знаем еще из школьной программы. Но что нам известно об особенностях и традициях казахского ювелирного искусства?
История ювелирного дела, истоки которой уходят вглубь тысячелетий, всегда занимала огромное место в культурной истории нации. Археологические раскопки показали, что с древнейших времен на территории современного Казахстана создавались изделия из меди, олова, золота и других драгоценных металлов. Также ювелирные украшения были неотъемлемой частью одежды. Мастера-зергеры всегда относились к своей работе очень трепетно, с завидным профессионализмом создавая своими руками украшения индивидуально для каждой девушки.
Одно из самых главных особенностей в казахском ювелирном искусстве — это отношение мастеров к камню, который всегда нес в себе большой смысл и играл роль куда важней, нежели обычное украшение. Для европейских стран камень был некой демонстрацией богатства и роскоши, являясь по большой части просто украшением. Но вот для мастеров-зергеров он всегда был источником непередаваемой силы, который будет охранять и оберегать своего хозяина от сглазов, бед и прочих недугов.
Ювелирные изделия у казахов всегда отличались своей изысканностью, роскошью, богатством и красиво украшенным традиционным орнаментом. Именно несравнимый орнаментный декор разительно отличает казахское ювелирное искусство от европейского стиля. То, какие украшения носил на себе человек, могло поведать всю историю его жизни, принадлежность к определенному роду, семейный статус и даже положение в обществе.
В жизни казахской женщины ювелирные украшения играли существенную роль. В них воплощалось вечная любовь человека к прекрасному, надежда на счастье, вера в чудодейственные силы природы, способные защитить от недугов, бед и зла. Женские украшения пользовались спросом среди всех социальных слоев общества, что определялось не только их эстетической природой, но и рядом ритуально-функциональных значений, связанных с обычаями, обрядами, религиозными представлениями.
Разнообразна была и стилистика ювелирных изделий, что обуславливалось и географическим фактором, и кочевым укладом быта народа. Таким образом, в атмосфере постоянной кочевой жизни по гигантским пространствам степи, в общении с различными народами, в обмене с ними культурными ценностями развивалось и обогащалось ювелирное искусство в Великой степи.
Ювелирные украшения еще тесно связаны с историей казахского народа и отражают развитие национальной культуры, истоки которой уходят вглубь тысячелетий. Одна из важнейших особенностей ювелирных украшений состоит в том, что практически все они несли в себе не столько декоративную, сколько магическую, большей частью защитную, функцию. Смысловым значением были наделены и форма, и орнамент, и материал. Для жителей степи ювелирное искусство всегда имело особое значение. Например, украшения были своеобразным оберегом, который на девушек надевали еще с самого младенчества, чтобы защищать от сглаза и порчи. Ювелирное искусство казахского народа актуально и на сегодняшний день.
Амулеты – тумары
Украшения всегда выполняли несколько функций, одной из которых была эстетическая. Однако с ними связаны и древние верования. Считалось, что они способны уберечь человека от дурного сглаза, злых духов, вредоносных чар недоброжелателей и прочего. Даже исследователи часто подчеркивают, что украшения появились именно благодаря оберегам и талисманам.
Тумар — это традиционный оберег. По одним традициям он делается из кожи в виде треугольного мешочка, в который зашивают листочек со строчками из Корана. Носят его в основном на шее, либо подшивают к одежде с внутренней стороны. В другом исполнении тумар представлял собой специальный серебряный, реже золотой футлярчик, в который вкладывался талисман, оберегающий от сглаза и болезней.
Такое украшение сопровождало человека практически с первых дней появления на свет. Ведь новорожденного малыша обязательно защищал треугольный амулет. Взрослые женщины носили тумары, которые крепились на головной убор, а также нашейные, наспинные и нагрудные. Изготавливались и парные тумары — прямоугольные или цилиндрические, которые крепились к одежде с левой и правой стороны груди или спины, рукавам платья. Амулет стал непременной частью общего, в том числе свадебного, комплекса ювелирных украшений, его ношение обеспечивало защиту и благополучие его владельцу.
Тумары получили широкое распространение в быту и обрядовой практике многих кочевых народов. Форма тумара выбиралась в зависимости от способа его ношения. Нашейные амулетницы выполнялись в виде небольших треугольников, для подмышечного ношения были более удобны прямоугольные футляры как некий аналог современной сумочки, нагрудные имели в основном прямоугольную или цилиндрическую форму.
Технология изготовления и способы декорирования тумаров, их эстетические характеристики различалась в зависимости от производящей среды, от монументальных изделий степняков до ажурных форм городских ювелиров. Сам футляр декорировался накладной сканью и зернью, чернением и позолотой, гравировкой или узором в виде несложных растительных или геометрических фигур, благопожелательными надписями, инкрустировался многочисленными полудрагоценными камнями — сердоликами, кораллами, бирюзой, лазуритами или более дешевым стеклом.
Кольца
Каждый предмет национального костюма или интерьера всегда имел свое предназначение и глубокий смысл. Кольца не стали исключением, так как были достаточно распространенным украшением среди казахского народа. Женские перстни и кольца являлись повседневными украшениями, за исключением массивных перстней, надеваемых в торжественных случаях.
Одним из таких украшений был перстень сватьи – это женское массивное ювелирное украшение, которое надевается сразу на два пальца, безымянный и средний. Овальная или чаще круглая поверхность кольца символ любви и благополучия. Две вставки из камня или стекла по обе стороны кольца символизируют две семьи. Элемент по центру означает соединение двух начал. Для украшения кольца чаще всего используется красный сердолик, означающий жизнь. Другие узоры на кольце олицетворяют близких родственников молодоженов, которые стали друг другу сватьями. Перстень «құдағи жүзік» — «кольцо сватьи» имеет сакральное значение и является символом единения двух начал, такое кольцо зачастую дарили свахи свекрови за покровительство и доброе отношение к невестке.
В ранние времена по дизайну узоров, изображенных на кольце, окружающие могли определить, из какого региона семья взяла невестку. В наши дни такое кольцо заказывают на свадьбу обе стороны молодоженов. Сватья обмениваются кольцами на самом торжестве в знак слияния двух семей.
Например, кольцо «Птичий клюв» — это кольцо, выполненное в виде конуса, по форме напоминающее птичий клюв. Издревле казахи относились к девочке как к гостю в доме и понимали, что она как птица, которая рано или поздно выпорхнет из гнезда. В давние времена такое кольцо носили девушки на выданье. Оно являлось свидетельством того, что девушка еще не засватана и пока свободна.
Традиция ношения перстней с родословной тамгой (родовой фамильный знак или печать) в большинстве своем утрачена. В некоторых регионах она трансформировалась и носит утилитарный характер. Перстни с родовой тамгой чаще изготавливают в качестве подарка и дарят уважаемым и почитаемым главам семей.
Шолпы и шашбау
Длинные волосы казахских женщин считались предметом гордости, а короткая стрижка – дурным тоном или признаком болезни. Длина волос иногда достигала поясницы, и многие девушки украшали их медальонами или специальными лентами.
Обычно шолпы и шашбау делались из серебра, иногда позолоченного металла. Шашбау представляет собой ряд медальонов и пластин, соединенных между собой кольцами. Шолпы – медальоны или пластины в виде гребня, украшенные цветными камнями. На некоторых шашбау мастера размещали маленькие колокольчики, которые создавали приятный перезвон при ходьбе. Они тоже несли в себе сакральный смысл: предполагалось, что звон колокольчиков и медальонов отпугивает злых духов.
Девочки, по возрасту имеющие право ходить с непокрытой головой, могли носить красивые ажурные подвески с многочисленными монетками или бляшками, украшениями для кос – шолпы и шаш тенге, которые обычно состояли из двух-трех деталей и четырех монет в пару ярусов, прикрепленных при помощи кольца к серебряному медальону.
А вот замужние женщины через год семейной жизни вплетали в косы коралловые бусы, а также разноцветные ленточки и шнурки. Еще молодые женщины носили шашбау – украшенную цепочку сложного плетения или ленту с нашитыми монетами, на конце которой была кисточка из шнуров или серебряных подвесок. Шашбау начинается у основания кос и, спускаясь до кончиков, подчеркивает красоту волос хозяйки украшения.
По праздникам и особым дням казашки носили так называемые «височники» — шекелік и суыртпа, закреплявшиеся за петли головного убора или за волосы у виска. «Височники» обычно состояли из нескольких частей, чаще всего они имели форму треугольника, лепестка, пики, шара, которые мастер-ювелир декорировал разными способами и завершал красивыми звенящими подвесками.
Украшение свидетельствует о хорошем здравии и целомудрии девушки. Согласно преданию, оно защищает мелодичным позвякиванием часть ее души и силы, сокрытые в волосах, от злых демонов. Драгоценный металл, из которого изготавливают шашбау часто декорировали цветочным орнаментом, подчеркивая способность девушки к материнству.
Браслеты
Ювелирные украшения обязательно предполагают и браслеты. Их обычно носили по одному или парно на обеих руках, а иногда надевались на руки по два браслета. Браслеты могли быть как сплошные, так и составные, образующиеся из двух-трех частей, соединенных шарнирным способом при помощи створок. Делались они из серебра или золота.
Браслеты в разных регионах Казахстана имеют свою форму. Местные особенности проявляются в методах их изготовления, в размерах, во внешнем виде. Браслеты украшаются полудрагоценными камнями — агатом, бирюзой и многими другими. В восточных регионах Казахстана в основном распространены округлые или четырехгранные кованые браслеты. Они композиционно разбиты на центральный рисунок и «бордюр» с узором.
Согласно исследованиям, многие браслеты были в составе приданого невесты, некоторые подарены родственниками и сватами, или же являлись свадебным подарком жениха. В старину украшения изготовлялись обычно на заказ и учитывали вкус и пожелания клиентов, реже покупались в лавке зергеров.
Серьги
Обязательным украшением для каждой женщины считались серьги. Серьги являлись любимым и постоянно носимым украшением женщин. Прошлые столетия самыми популярными считались серьги в форме полумесяца, иногда с вырезанной звездой с внутренней стороны. Серьги было принято носить с самого детства и на протяжении всей жизни.
Существует множество типов и вариантов различных сережек. Широко распространены были орнаментальные и плоские различных форм. Серьги являлись любимым и постоянно носимым украшением женщин, впрочем, и сегодня ничего не изменилось. Девушки на выданье носили серьги с бубенчиками, которые мелодично звенели при ходьбе.
Вообще о сакральном смысле сережек говорит множество обрядов, связанных с этим украшением. Некоторые из них дошли и до наших времен. Например, ритуал «сырға салу» или «сырға тағу» проводятся до сих пор. Он предполагает дополнить образ девушки золотыми сережками перед свадебной церемонией, проходит при участии жениха и с разрешения родителей невесты. Ритуал «сырға салу» говорит о намерении семьи жениха взять в невестки эту девушки, и в качестве закрепления договора старшие женщины из рода жениха одевают на будущую невесту серьги.
Замужние дамы также носят серьги. По казахской традиции, их изготавливали из металлических пластин ромбовидной или круглой формы, отлитых из серебра или золота. Особой популярностью для женщин взрослого поколения были шұжық сырға – сережки, сделанные в виде круга и полукруга, имеющие одутловатую форму или украшенные узорами.
Маленькие мальчики также носили серьги в ушах. Особенно это касалось долгожданных и единственных продолжателей рода. Украшение защищало их от внезапной смерти или сглаза. Мальчик носил серьгу, пока ему не исполнялось пять лет.
Подвески
В старину, чтобы закрыть вышивку на груди женского платья, женщины надевали на шею объемные украшения. Чаще всего таким украшением была подвеска — өңіржиек. Она играла роль талисмана. Сделанные из золота и камней подвески сохраняли традиционные черты каждого времени. Они передавались из поколения в поколение, потому что изготовление подвесок было достаточно затратным делом.
Подвеску можно было удлинить, добавив к ней дополнительные секции. При изготовлении подвесок мастера использовали различную технику — литье, чеканку, штамповку и чернение. Такие подвести носили до тридцатых годов прошлого столетия.
Кроме того, казахские девочки и девушки носили такие нагрудные украшения, как үкі аяқ — коготь филина, алқа өнерше и тумар. Обычно они были изготовлены из пластин серебра или другого металла и украшались национальным орнаментом и позолотой, а также декорировались камнями или вставками из бирюзы.
Пряжки и застежки
Казахские национальные украшения подразделялись на съемные и те, что можно было пришить к одежде. К последним видам относятся қапсырма — застежки, түйме — пуговицы различных форм, таңа — узорные пряжки. Камзолы, узорные безрукавки, пояса можно было закрепить яркой застежкой. Сейчас это украшение редко используется в повседневной одежде.
Ювелиры чаще всего работали с такими материалами, как золото и серебро. Серебро особенно ценилось, и было в ходу. Более дорогими украшениями являлись украшения из серебра с золотым напылением – такие могли себе позволить представители знатных родов. Ювелирное искусство казахов развивалось на основе древних традиций наших предков и являлось целым направлением и профессиональным искусством, что предопределялось спецификой производства, а мастерство изготовления ювелирных украшений передавалось исключительно по наследству от отца к сыну.
Софья ЯНЦЕН