Казахстан – это сокровщница, которая хранит в себе многочисленные археологические ценности, представляющие историческое мировое наследие. Среди подобных находок можно найти и весомое подтверждение уникальности ювелирного искусства в Восточно-Казахстанской области.
В 2003 году было сделано одно из важных открытий на Алтае. В Зайсанском районе есть Шиликтинская долина, известная своими курганами. Когда группа археологов во главе с известным профессором, этнографом Абдешем Толеубаевым вскрыла самый большой из них, который сегодня называют Байгетобе, то обнаружили захоронение, которое было частично разграблено. Однако то, что удалось найти, позволило предположить, что здесь похоронен царь. Его называют Шиликтинский золотой человек. Причем считается, что это самое старое из известных захоронений. Здесь же были интересные украшения, в числе которых голова оленя.
Голова оленя с ветвистыми рогами, пожалуй, наиболее распространенное изображение из сакских курганов. Кроме того, ветвистые рога оленя связывают с Мировым древом. С деревом оленей сближали не только ветвистые рога, но и то, что время от времени они их сбрасывают и потом вырастают новые. Оленей почитали и гунны, тоже кочевники — выходцы из Центральной Азии. Они считали, что эти животные помогают путникам находить дорогу.
В 2018 году в Тарбагатайских горах Восточно-Казахстанской области во время раскопок кургана Елеке сазы археологами, которыми руководил Зайнолла Самашев, было найдено захоронение юноши семнадцати-восемнадцати лет. Археологи считают, что жил он в восьмом-седьмом веках до нашей эры, то есть в ранний сакский период. При юноше нашли золотой колчан, кинжал, на шее – гривна из золота в виде обруча. Кинжал вставлен в золотые ножны в форме рыбы. Рядом лежало множество бляшек в виде головы оленя, барса и так далее. Были найдены и крохотные золотые бусинки, каждая диаметром меньше миллиметра с отверстием. Одни полагают, что ими была украшена его обувь, другие — что полы одежды.
Считается, что современная культура очень развитая, однако археологи, столкнувшиеся с захоронениями и нашедшие бесценные артефакты, восхищаются мастерством кочевников, которые более двух тысяч лет назад владели уникальными ювелирными технологиями. Раскопки в сакральном месте позволили сделать выводы о том, что постоянно кочующий народ не мог создавать потрясающие произведения искусства. Чтобы изготовить украшения или сбрую для коней, украшенную золотом, нужны другие условия. Скорее всего, у талантливых авторов, работавших в своеобразных мастерских, имелись свои поселения и жилища, которые еще предстоит найти археологам.
Среди особо ценных находок этого захоронения выделяются диадема, нагрудное украшение, ритуальные предметы, оружие, массивные подвески с изображением трехмерной головы лося, украшенные золотыми пластинами и рогами маски коней, многочисленные золотые фигурки реальных и мифических животных. Многие предметы хорошо сохранились благодаря уникальной конструкции кургана, искусственно воссоздающей условия вечной мерзлоты. Захоронение было построено в холодное время года. Каменная облицовка кургана, состоящая из крупных плит, не давала проникнуть теплу в погребальную камеру, сохраняя многолетнюю мерзлоту.
Ювелирные украшения тонкой работы, обнаруженные в захоронениях Берельских царей, свидетельствуют о высоком уровне развития общества. Ученые предполагают, что оно имело смешанные признаки кочевой и оседлой культур. По соседству с кочевниками-скотоводами здесь обитали ремесленники, кузнецы, ювелиры и металлурги. Местные племена поддерживали торговые и политические связи с китайскими государствами. Снаряжение коней, обнаруженное в Берельских курганах, очень напоминает упряжь всадников из знаменитой терракотовой армии, охраняющей гробницу первого китайского императора Цинь Шихуанди в городе Сиань. Лошадь в подобном богатом убранстве отличительная часть этих захоронений. В захоронении обнаружено множество изделий из дерева, кожи и войлока, выполненных в зверином стиле, являвшихся украшениями парадного облачения царя и его верховых коней.
Археологов поражает технология изготовления изделий — золотой круговой бисер, которым украшали одежду мужчин и женщин свидетельствует о том, что наши предки владели технологией микропайки, а также имели огромные знания в области металлургии. Это совершенно другой взгляд на историю нашего народа. Все, что мы сегодня находим говорит о том, что у людей того времени были развитые технологии, металлургическая специализация и навыки искуснейших ювелиров.
Ювелирное искусство — не о моде, оно о стиле жизни. Здесь художники, улавливая малейшие изменения в настроении общества, стараются предугадать тенденции и создать драгоценности, которые, возможно, станут приметой времени и войдут в историю. И археология может помочь понять то, какой образ жизни вели наши предки, каких традиций и убеждений придерживались. Поэтому археологи и историки выполняют важную роль для знания наших корней и далеких предков. Обращение к истории — призыв исследовать старые способы видения мира, чтобы лучше понимать настоящее и подготовиться к будущему. Так мы чувствуем себя связанными с другими культурами и своим прошлым.
Софья ЯНЦЕН