Жители Земли живут в симбиозе, их быт, культуры и обычаи перекликаются между собой, народы берут лучшее у других и развивают в рамках своего восприятия мира, традиций и религии. В этом плане интересна и культура казахского народа. Много у него обрядов и ритуалов, носящих сакральный смысл. Что уж говорить о святых местах нашей республики, предметах культа, сохранившихся в курганах и музеях, записях исследователей.
Например, когда происходят трагические события в разных странах, мы видим, как люди несут к месту зажженные свечи в знак памяти. Казахи тоже зажигали свечи, изготавливали их и еще лечили свечами. Известный этнограф Чокан Валиханов писал, что казахи использовали свечи двух видов – белые и синие — в зависимости от поставленной задачи.
Белые свечи из ваты или из белой дабы – китайской хлопчатобумажной ткани полотняного переплетения типа бязи или холста. В заметках Чокана Валиханова говорится, что эти белые свечи используются для сжигания по умершему в первые четыре дня, каждый день жгут по десять, всего 40. Согласно другим источникам, свечи жгли в юрте покойного с наступлением темноты 40 дней, а иногда и год.
Свечи в честь покойника устанавливались на самом почетном месте в юрте.
Впрочем, во многих регионах Казахстана, включая и Восточный Казахстан еще сохранился обычай охраны — «күзет», когда кто-то находится рядом с умирающим или с телом покойника до придания его земле, охраняя его покой. Этот человек также жжет белые свечи. Считается, что загаданные в эти дни желания человека, несущего кузет обязательно исполнятся.
Синие свечи делали из китайки — первоначально шелковой, а затем хлопчатобумажной легкой ткани, производившейся в Китае и массово ввозившейся на территорию страны в 18 — начале 19 веков. В первой четверти девятнадцатого века импорт был полностью вытеснен российским производством. Согласно Чокану Валиханову, во время лечения шаманами белые и синие свечи вместе используются от некоторых болезней. Свечами лечили три, семь или девять дней. Как вы заметили, эти цифры в Великой степи тоже носили сакральный смысл. Даже сейчас многие ритуалы и обряды совершаются в течение этих дней – по трем, семи, редко девяти дням.
Как же изготавливали ритуальные свечи? Ткань, пропитанную жиром, обматывали вокруг тонкого стержня растения чий. Свеча должна была быть длиною в локоть, примерно 45 см. Растение чий — степной тростник. Из стеблей этого тростника казахи плели циновки «шым ши». Узорная циновка – важный атрибут убранства юрты, выполняющий роль подзора под кереге – решетчатого каркаса, и внутренней подкладки войлочной двери – шым есик. Сохраняя тепло и защищая от пыли, она прекрасно украшает интерьер юрты. Простые, не декорированные циновки применялись при изготовлении войлока, войлочных ковров, использовались для подсушивания различных продуктов, применялись в качестве ширм.
Стоит отметить, что традиция ставить свечи – шырак у святых мест все еще остается. Путешествуя по сакральным местам нашей области, как Ыргызбай ата, Баянбай ата, Коныр Аулие, посещая мемориальный комплекс «Абай-Шакарим» можно увидеть как в специальных альковах, предназначенных для свечей, горит огонь. Поддерживать его должны шырақшы – хранители святого места. К слову, многие из них до сих пор используют старинный метод изготовления свечей.
Виктория ДОНКОВЦЕВА
фото из открытых источников