Пиктограмма: помощь в работе с детьми
В настоящее время в системе специального образования актуальной и социально значимой остается проблема развития связной речи детей с особыми образовательными потребностями. Актуальность данной темы определяется тем, что связная речь, а особенно монологическая речь описательно-повествовательного характера является одной из наиболее сложных видов речевой деятельности.
Речь — основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают и определенную успешность в учебной работе по всем предметам. Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Таким образом, связная речь — это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Одним из способов развития коммуникативной функции у детей с ОВЗ являются невербальные средства. Необходимо обучать детей правильному использованию имеющихся дословесных средств, появлению новых знаков, развитию их функционального содержания. И обучение должно быть построено таким образом, чтобы невербальные средства стали предпосылкой, а не препятствием к овладению словесными средствами общения. Но есть такая категория детей, которые не овладевают словесными средствами коммуникации, в таком случае использование невербальных средств общения может стать обходным путем в организации и успешной социализации детей.
К невербальным средствам общения относятся жесты, мимика, система символов (пиктограммы). Человеческое общение осуществляется либо через произнесенное слово, а в случае, когда ребенок «безречевой», при помощи еще и мимики, жестов или с использованием картинок символов. Жесты и мимика могут показать и выразить какое- то эмоциональное состояние человека, но также они могут нести в себе и другую информацию. Поэтому они бывают разные – условные, указывающие, подчеркивающие, показывающие и эмоциональные.
Одной из задач обучения «безречевых» детей является научиться пользоваться системой жестов и мимикой в повседневной жизни. Начиная от самой доступной формы выражать свои потребности, например, знак согласия и отрицания. Естественная жестикуляция может помочь данной категории детей в трудной ситуации или для выражения своих потребностей, желаний или просьбы. Для большинства лиц с умеренными или тяжелыми нарушениями в развитии в качестве средства общения может быть использована система пиктограмм. Иными словами, чтобы ребенку было легче социализироваться в обществе, мы должны его познакомить с основными и необходимыми для него пиктограммами и символами, а для детей «безречевых» — это может стать также одним из способов общения с окружающими людьми. Пиктограммы могут использоваться как средство временного общения, для сохранения у ребенка мотивации и желания общаться; как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить в будущем; как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формировании элементарных представлений и понятий); как подготовительный этап к усвоению письма и чтения у детей с проблемами в развитии; как средство развития и коррекции высших психических функций (память, внимание, мышлении). Использование пиктограмм для развития ребенка используются довольно давно. Впервые метод пиктограмм был разработан Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым. Данный метод использовали Д.Б Эльконин и Л. Е. Журова для обучения дошкольников грамоте, т. е. Использовались наглядне модели для определения звукового состава слова, схемы слова и схемы предложения. Пиктограммы к рассказам и сказкам способствуют развитию связной речи у детей. Дети не только слышат свою или обращённую к ним речь, но имеют возможность ее видеть. Пиктограмма — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования. Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказывания. Использование моделей (пиктограмм) лучше начинать со знакомых сказок: «Колобок», «Машенька и медведь», «Репка» и т. д..
Со временем дети захотят самостоятельно смоделировать понравившееся произведение. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь — записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики». Тем самым применяя пиктограммы, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
А.К.Акимбекова,
дефектолог КГУ «Урджарский детский ЦОССУ»