Ежегодно 31 мая мы отмечаем День памяти жертв политический репрессий и голода. Среди тысяч других в этот день мы выделяем ярких представителей нашей интеллигенции, в том числе лидеров движения «Алаш». В этом году 28 июля наша страна отметит 105-летие со дня создания партии «Алаш». К юбилею в Казахстане проводятся всевозможные выставки и мероприятия, ну а мы хотели бы представить вам интервью с Каримовым Мухтарбеком Карпыковичем, кандидатом исторических наук и профессором кафедры «История Казахстана» университета имени Шакарима. Мухтарбек Карпыкович был директором Научного центра исторических и социально политических исследований имени академика Манаша Козыбаева при Семипалатинском государственном педагогическом институте. Профессор является автором книг «Қазақтың даңқты қолбасшысы Қаракерей Қабанбай», «Әбілпейіз», «Тарбағатай», «Шығыс Сарыарқа. Қарқаралы өңірінің өткені мен бүгіні», «Орыс, қазақ және Батыс Европа экономикалық ойының тарихы (ХІХғ. соңы-ХХғ. басы)», автором более 150 статей по истории, а также автором статьи «Ә. Бөкейханов және XX ғасырдың басындағы Шығыс Қазақстан жеріндегі қоғамдық-саяси жағдай». Что ж, сложно найти в нашем городе человека более осведомленного о событиях начала XX века – времени, когда и жили современники «Алаша».
Когда Алаш стал алашем…
На сегодняшний день в Казахстане можно наблюдать растущий интерес к представителям интеллигенции XX века, а именно к участникам партии «Алаш». Они были организаторами одноименной автономии, образованной в 1917 году в нашем городе и просуществовавшей до 1920 года, будучи расформированными советской властью. Позже большая часть деятелей Алаш орды подверглась репрессиям. Решение о создании национально-освободительного движения «Алаш» было принято в июле 1917 года на Первом Всеказахском сьезде в Оренбурге. Главной целью «Алаш» было восстановление казахской государственности. Ключевые фигуры, играющие важную роль в исторических событиях начала XX века, на сегодняшний день известны каждому – это лидер партии, государственный и политический деятель Алихан Бокейханов, просветитель и ученый-лингвист Ахмет Байтурсынов, писатель и поэт Миржакып Дулатов и другие интересные личности, внесшие свой вклад в нашу культуру, науку, историю.
Бренд, говоря сегодняшним языком, взятый для обозначения общественно-политического движения, позже оформившегося в партию, был подобран очень удачный. Первым казахским правителем, по народным преданиям, являлся Алаша хан, а слово «Алаш» на протяжении веков было боевым кличем казахов. Остались с того времени такие слова: «Алаш алаш болғанда, Алаша хан болғанда, үйiмiз ағаш, ұранымыз Алаш болғанда, үш жүздiң баласы қазақ емес пе едiк», т.е. «Разве не были мы тогда казахами, когда Алаш стал алашем, когда был Алаша хан, когда дом наш был деревянный, когда клич наш был «Алаш!».
Несмотря на то, что в разрезе истории XX века Алаш орда просуществовала относительно короткий срок, интерес к данному движению и ее деятелям в нынешнее время очевиден. Растет потребность молодежи в национальных героях. О национальной интеллигенции и элите «Алаш» в советское время мало что было известно, кроме как о «буржуазных националистах». Возможно, поэтому сейчас существуют определенные фактические путаницы, например, таких деятелей как Сакен Сейфуллин и Ильяс Джансугуров зачастую причисляют к ряду членов партии «Алаш», несмотря на то, что они в ней не состояли, пусть даже были репрессированы в конце 1930 годов. А некоторые настоящие деятели Алаш орды — Жаханша Досмухамедов, Алимхан Ермеков, Раимжан Марсеков остались в тени внимания широкой аудитории.
Свое место в истории
Учитывая растущую популярность казахской истории в культуре, информационном пространстве и так далее, важно способствовать распространению достоверной информации на подобные чувствительные темы. Но своего рода «алашизация» истории в наше время интересна с точки зрения пересмотра их влияния на современное общество, а также изучения данных фигур в рамках отношений Казахстана и России, с которой мы связаны исторически. Мухтарбек Каримов имеет свое видение этого вопроса:
— В Гражданской войне алашординцы сначала были на стороне белых. Но затем поразмыслили о том, что если бы адмирал Колчак добился своих целей, об их автономии не было бы и речи, а Россия была бы едина и неделима. Так, выбирая меньшее из двух зол, алашординцы выбрали политику Ленина. Когда была установлена Советская власть, их отношения с «Алаш» были очень сложными. Первым делом Советы объявили национализацию, превратили частную собственность в государственную, была запущена коллективизация. Навязав всем свою идею, вопреки воле народа, Советский союз установил коммунистический режим. На этой основе воцарилась власть единой партии, а ее противников устраняли. Был установлен строгий, тоталитарный режим, появился культ личности. Алашординцы же были против радикальных мер, в этом было их отличие.
— Советская историография рисовала лидеров «Алаша» как реакционеров, мало думавших о судьбе своего народа. А вот после распада СССР они предстали перед народом как борцы за независимый Казахстан. Кем они были на самом деле?
— Когда я учился в КазНУ имени аль-Фараби, бывшем КазГУ имени Кирова, нам преподавали сильные профессора. Тема движения «Алаш» была запретной долгое время, но когда мы проходили историю начала XX века, январскую и февральскую революции, Гражданскую войну, тему «Алаш» невозможно было обойти. Мы узнавали их имена, но об их деятельности нам рассказывали с советской, критикующей точки зрения. Однако наши профессора, имеющие совесть и достойные уважения люди, такие как Сакен Мамажанович Кенжебаев, никогда не очерняли деятелей «Алаш». Ведь они были не изучены. Их жизнь, откуда они, где обучались, как пришли к политике, как сформировались их личности — ничего не было известно. А если было, то в этих сведениях их старались выдать за чудовищ, даже писались заказные труды, где их всячески очерняли. Начиная с конца восьмидесятых, в годы перестройки, демократических преобразований и правления Горбачева и продолжая уже в независимом, свободном Казахстане, движение «Алаш» стало широко изучаться. Кто они были на самом деле? Патриотами, сердечно любящими Родину. Они хотели создать образованное, культурное, светское общество уважающее закон, сохраняя казахское наследие. Они мечтали о независимости, она осуществилась, пусть и после их смерти. Что дальше? Теперь мы должны изменить общество в лучшую сторону!
О лидере своей нации
— Будучи чингизидом, Алихан Бокейханов писал: «У потомка хана имеется непреходящий долг перед казахами и, пока я жив, не перестану служить казахам». Расскажите, пожалуйста, поподробнее о тех моментах, в которых он проявил себя как лидер казахского народа.
— Этот человек упорно формировал себя как личность: учился в Санкт-Петербургском лесотехническом институте, стал первым финансистом и экономистом нашего народа. Участвовал в экспедициях, изучал казахскую историю, этнографию, сельское хозяйство, публиковался в газетах, показывал себя.
Становление Алихана Бокейханова как лидера казахского народа связано с появлением в начале XX века движения «Алаш». О казахском национально-освободительном движении, которое начинается с Сырыма Датова и заканчивается Кайратом Рыскулбековым, в наше время известно каждому, и движение «Алаш» играет важную роль в этой борьбе на политической арене. Особенность движения в том, что оно началось в сравнительно мирное время: восстания Кенесары, Исатая и Махамбета уже подавлены, мы в составе Российской империи, завершена международная интеграция, проведены и закреплены территориальные реформы, развивались земледелие и торговля, превратившая скот в товар.
Основной проблемой казахов было колониальное угнетение. Сложнее всего казахскому народу было мириться с переселенческой политикой царизма, изъятием земель, изменениями в этническом составе, насильственным переходом кочевников к оседлости. Неумолимая политика царского правительства привела к массовому недовольству. И тогда народ стал писать петиции, в которых выдвигал свои требования, претензии и жалобы. Одной из них стала Каркаралинская петиция, адресованная императору Николаю II, которую подписали более 14 тысяч человек на большой международной ярмарке, проходившей в поселке Коянды Каркаралинского уезда, ныне Карагандинской области. Историки-алашоведы формирование движения «Алаш» связывают как раз-таки с этой петиции. Ведь кто за этим стоит? Кто организовал петицию? — Алихан Бокейханов. Именно тогда он впервые проявил себя как лидер казахской нации.
— Нам многое известно о деятельности Алихана Букейхана, но мало кто знает про его детство и юность, про его родителей. Что нового о нем можете рассказать Вы?
— Основатель партии «Алаш» родился в бывшей Семипалатинской, ныне Карагандинской области в Актогайском районе. Являясь потомком Барака хана, Бокейханов был из рода чингизидов – торе. На его Родине построен музей, где собраны все архивы. Там же находится кладбище Талдыбейит, известное как «кладбище семьи Бокейхановых», где похоронены отец Алихана Нурмухаммед, дед Мырзатай, мать Бегимхан. Бегимхан была из рода тобыкты и восходила корнями к известному Мамай батыру. Она была благородной, мудрой и доброй женщиной. Алихан любил родителей. На кладбище Талдыбейит похоронены также братья Азихан, Татихан, Смахан, младшая сестра Нурбек и другие родственники, друзья семьи. На могиле отца Алихана Нурмухамеда растет огромное дерево, отсюда и название — «кладбище под деревом». Говорят, что саженец бразильского дерева Бокейханов привез из Омска и посадил сам.
Открыть «запретную» тему
— На тему Алаш орды написано много материалов как на казахском, так и на русском языках. Достаточно ли сведений о движении «Алаш» на других языках?
— Как я уже упоминал, долгое время тема «Алаш» была запретной, во времена «оттепели» после «сталинской зимы», когда политическая ситуация смягчилась, эту тему стали поднимать. Кенес Нурпеисов, светлая ему память, наш великий казахстанский доктор исторических наук, бывший профессор института истории и этнологии имени Чокана Валиханова – автор одного из первых трудов на эту тему «Алаш һәм Алаш орда». О партии, автономии и движении «Алаш» пишут как на казахском языке, так и на русском. Российские ученые тоже изучают эту тему на определенном уровне, но в большинстве случаев, они объединяют ее с темой Сибирской автономии. Одной из российских ученых, имеющих монографии, докторские диссертации об «Алаш», является москвичка Дина Аманжолова, окончившая наш педагогический институт. Мы, затрагивая эту тему на занятиях, основываемся также и на ее книгах. Историк и алашовед Мамбет Койгельдиев, всесторонне изучавший эту тему, автор двухтомной монографии «Движение Алаш» на русском языке, множества диссертаций и статей.
В основном о деятелях «Алаш» и на казахском, и на русском языке пишут казахстанские ученые. В университете имени Шакарима ранее существовали научно-исследовательский центр имени Алаша Кожабаева и центр «Алаш». Объединившись под руководством доктора исторических наук, ныне ректора ЕНУ имени Л. Гумилева Ерлана Батташевича Сыдыкова, мы выпустили множество трудов, связанных с историей «Алаш». За границей с давних лет интересуются этой темой, есть масса иноязычных статей, но нет глубоких исследований. Отмеу, что во времена Холодной войны в заграничных университетах были научные центры, изучающие историю Центральной Азии, некоторые из них имели антисоветское направление и критиковали строгую политику Советов.
На сегодняшний день, вот уже около 30 лет о движении «Алаш «говорят открыто и много. Есть множество больших научно-исследовательских центров и известных ученых, изучающих деятельность алашординцев. Тему освещают и в СМИ, с каждым годом становится известно все больше фактов и деталей истории, «Алаш» изучают в школах и университетах. Современный мир имеет свои особенности, то, что тему используют в своем творчестве звезды и известные бренды – тоже хорошо, это поможет вовлечь молодежь в изучение нашей истории.
«Алаш» и современность
— Насколько ценности «Алаш», активно включенные в идеологическую сферу Республики Казахстан, поспособствуют воспитанию и формированию патриотических взглядов, гражданственности, национального самосознания?
— Я скажу одно: в 1916-е годы алашевская интеллигенция призывала народ не восставать, а присоединиться к работе в тылу, потому что она знала наперед, какие суровые карательные меры ждут восставших, как войско слепо убивает. Но их не послушали. А когда подавленные казахи все же оказались на тыловых работах, алашовцы пошли за ними. Даже по этим поступкам можно понять, как они любят свой народ. Сейчас мы знакомим школьников и студентов с деятельностью представителей Алаш орды. Рассказываем об их человеческих качествах, поступках, которые достойны служить примером для молодежи, — говорит профессор кафедры «История Казахстана» университета имени Шакарима Мухтарбек Каримов.
Итог деятельности элиты «Алаш» оценивался как «культурный ренессанс». Алихан Бокейхан своей мирной, интеллектуальной, но бескомпромиссной борьбой до сих пор вдохновляет степных детей быть патриотами, полезными своей стране. «Большинство из прежних правителей тратило время и силы на интриги, насилия и распри между собой», — с болью писал он в одной из своих статей. Учитывая множество правдивых и непроверенных противоречивых фактов вокруг темы «Алаш», можно понять разнобой во мнениях по отношению к этому движению, который существует сегодня. Но перебирая исторические факты и важные детали, разбираясь в правде и фейках, каждый, интересующийся этой частью истории, складывает собственное мнение.
— Алашординцы были великие люди, но у них не было власти, — говорит ученый Мухтарбек Каримов. — Их действия можно назвать подвигами. Они не боялись, делали твердые шаги на пути к независимости несмотря на неблагоприятные условия. Алихан Бокейханов уважал закон, прежде всего действовал на благо народа. Будь у него власть сейчас, он бы построил процветающее государство…
Акбота Кабимоллаева