Работать на руководителя или начать свое дело? Глядя на героя нашего материала и его путь, становится понятно, что человек прекрасно умеет учиться и перенимать полезные черты от руководства, он умеет быть благодарным своим хорошим руководителям, и благодарить жизнь за предоставленный шанс и возможности, прекрасно понимая, что они могут в любой момент исчезнуть. Поэтому очень важно всегда иметь запасной план и не бояться начать свое дело с нуля.
Ербол Мусса известный в городе ресторатор. Он управляет несколькими заведениями и после пандемии осваивает новое направления для нашего города – доставка меню правильного питания. В планах открыть еще несколько заведений. Но в первую очередь он позиционирует себя как отец и муж. Его мечта – создание сети заведений с лучшим сервисом в городе и Казахстане. Всегда выбирает творческий подход при разработке проектов. Мечтает создать компанию ресторанов по всему миру. Совет, который он всегда готов дать молодежи: никогда не останавливаться! Ербол Мусса — частый гость мероприятий для молодежи, мечтающей открыть свое дело. И всегда охотно делится своим опытом.
— У вас несколько проектов в реализации. Можно с уверенностью сказать, что вы – успешный бизнесмен. Какие можете выделить привычки, правила, которые повторяются у всех успешных людей, бизнесменов?
— Упорство, осознание того, что нужно рисковать в данный момент, когда наиболее удобное для открытия бизнеса время.
— Какое обучение или может быть значимая фигура повлияли на вас, перевернули мышление?
— Не обучение, а люди, которые были рядом. Я думаю, в целом на нас влияет окружение очень сильно. На своем пути я встречал очень много хороших руководителей. В пенсионном фонде, где я работал, моим руководителем была Дарига Даирова, когда я работал в одном из банков в Алматы, был руководитель Андрей Борисович, а также другие мои руководители, которые очень повлияли на меня, мое мышление. Я старался подражать их умению руководить на самых начальных этапах, искал общие черты, которые мне пригодятся, будучи руководителем.
— Стремление открыть свое дело было всегда? Ранее вы не бросали стабильную работу, чтобы была подушка безопасности?
— Стремление открыть свое дело было всегда. Не знаю, откуда во мне эта черта. Я пытался заниматься продажами, бизнесом. Когда пришло понимание, я стал больше внимания уделять этому направлению. Изначально все было интуитивно. Стабильную работу не бросал, потому что понимал, что у меня нет сейчас возможности и нужного опыта. Благодаря своим руководителям я накопил необходимый опыт, понимание, в каком направлении двигаться. Потом в какой-то момент пришло осознание, что этих базовых знаний мне хватит. Я ушел из найма и об этом ни дня не жалел. Ну и появление детей усилило желание финансово расти. Свое первое кафе мы с друзьями открыли у себя на районе в 2010 году.Потом мы долго не открывали ничего. С друзьями остались хорошие отношения. Позже мы открыли донерную в 2013 году, со временем это направление стало сетью донерных, но так работать было тяжело. Мы не умели отстраивать бизнес-процессы, не было ответственных сотрудников за эту сеть, просто когда бизнес пошел, мы брали свой доход, а все что было сверх того направляли в бизнес и открывали еще донерки. Итогом стало восемь заведений. И тут начались проблемы. Работали в основном студенты, было много безответственных сотрудников. Нам часто поступали жалобы от клиентов на качество готового продукта: то мясо подгорит, еще что-то, то вообще кто-то на работу не выйдет. В итоге мы провели анализ и оставили три наиболее доходные точки, подобрали более-менее ответственный персонал и этот бизнес кормил нас до середины 2015 года. Еще один проект мы открыли в конце 2017 года. Это первый осознанный проект. Мы очень серьезно подошли к его созданию, вложили все наши знания, привлекли опытных консультантов, разработали бизнес-проект. И он оправдал наши надежды. Мы окупили наши вложения в первые полгода работы. Мы правильно рассчитали все бизнес-процессы, и по сей день заведение приносит только прибыль.
— Как вы вышли на уровень выше заведений обычного кафе? Вы проходили обучение? Привлекали местных или международных экспертов? Был ли инвестор при создании данного проекта?
— Я всегда прохожу консультации. Сейчас очень много ресторанных консультантов. Если какие-то процессы, если я не могу сам понять, то обязательно привлекаю профессионалов. У меня есть хороший друг, ресторанный консультант. Он — карагандинец, там живет, работает и ездит в командировки на открытие ресторанов. В свое время обслуживал Первого Президента РК Нурсултана Назарбаева, руководил ресторанным холдингом, а сейчас ушел в свободное плавание и занимается консультациями рестораторов. Есть ресторанный консультант Жанна Прашкевич, если необходимо что-то по ресторанному продвижению, другим немаловажным вопросам, обязательно с ней консультируемся. В целом, большой команды нет. Сейчас мы пришли к тому, что пришла пора создать управляющую компанию, которая будет отвечать в целом за открытие, за рестораны, их продвижение, потому что сейчас мы немножко в разбросе. До этого не было острой необходимости иметь свою команду. Сейчас появилась необходимость делать своих проектных менеджеров, мы потихоньку занимаемся этим. У нас есть один проект, который остается незавершенным, это кофейня. Мы для него выделили специально человека, который занимается поиском помещений, подбором персонала, и будет вести этот проект до конца. Этот человек растет вместе с нами, работает с первых дней открытия заведений и достиг того уровня, когда мы не боимся доверить ей новый проект. Когда открывали бургерную, то инвестора не было. Мы полностью своими средствами создавали его, вложили то, что имели и поэтому там не очень дорогой ремонт, но мне заведение нравится именно в таком виде. В этом есть какая-то особая магия места. Сейчас обязательно к каждому своему проекту стараемся привлекать инвесторов, потому что проекты весьма дорогие и своих средств порой не хватает. Я думаю, когда мы дойдем до определенного уровня, плюс минус до десяти ресторанов, тогда своими средствами сможем заведения свободно открывать. Если есть какие-то семинары, связанные с ресторанами, я стараюсь ездить, особенно если они проходят в Казахстане. Очень много книг прочитал по сервису, по клиентоориентированности, командообразованию. Сразу скажу, что не все эти книги оказались полезны. Книги всегда по-разному заходят. Иногда обычная классическая литература дает больший толчок. Очень много разных видео пересмотрел и так потихоньку повышал свои знания.
— Кто поддерживает ваши проекты?
— В каждом проекте у меня один бизнес-партнер. Когда мы открывали первое заведение, это был один мой друг, который так же работал в найме, но хотел оттуда уйти. Он всегда говорил мне: «Если будут какие-то варианты, обязательно мне сообщи». И когда появилась идея интересного для города формата заведения, мы рассчитали свои силы и финансовые вложения и поняли, что пришла пора рискнуть.
— Что именно заставило рискнуть и заниматься только бизнесом?
— Когда начал заниматься бизнесом — это был риск неосознанный. Понял, что больше не могу работать на кого-то, хочу заниматься чем-то своим. Эти мысли руководили мной. Сейчас я немного шире понимаю свою миссию. Своими поступками, идеями я хочу что-то менять, хоть немного влиять пусть на небольшую часть общества, делать жизнь окружающих людей счастливее. Хочется, чтобы у наших людей был хороший сервис, заведения, куда можно прийти, отдохнуть, насладиться едой, поднять себе настроение. На это сейчас направлены мои мысли и действия.
— Какие планы на ближайшие годы?
— В планах следующий 2022 год полностью посвятить обучению себя, насколько это будет возможно: ездить, обучаться, консультироваться. И после этого года, наверное, будем делать такой скачек, рывок в развитии. Такие планы.
— Проходили ли вы обучение по каким-то госпрограммам, чтобы получить финансирование для своих проектов?
— Ни в каких проектах или получении грантов на развитие бизнеса никогда не участвовал. Единственный момент, что сейчас мы получили один кредит. Фонд «Даму» в рамках этого проекта выступало гарантом, но кредит мы в банке получали. Как правило, мы привлекаем инвесторов, потому что в различных проектах очень много времени может уйти на защиту проекта, нужно подготовить очень много документов. С инвесторами мне проще работать и намного быстрее. Наверное, это большой плюс такого выгодного сотрудничества.
— Как сейчас развивается ваша отрасль в период карантина?
— В условиях карантина. Сейчас мы в плюсе, в ВКО с программой «Ashyq» . В прошлом году было очень плохо, когда все закрыли. Сейчас мы работаем и, думаю, если что-то будут закрывать, то это произойдет частично. Сейчас у нас идет развитие сегмента «HoReCa» — сферы услуг. Открывается очень много кофеен, заведений, клубов. Я думаю, все идет хорошо. Вырисовывается культура данной отрасли в Семее. Мы как рестораторы общаемся, делимся между собой различной информацией. Как можем, так друг другу помогаем.
— Направление доставки правильного питания вы решили открыть после карантина?
— Сервис доставки правильного питания мы открыли после карантина. За этим направлением большое будущее. Этот тренд набирает обороты в больших городах (правильное питание, ЗОЖ, спорт). К нам обычно эти тенденции немного позже приходят. Из-за этого мы решили запустить его немного раньше, отработать и серьезно подготовиться к тому моменту, когда правильное питание наберет обороты.
— Какие книги можете порекомендовать молодежи по вашему направлению?
— Олег Назаров «333 хитрости ресторанного бизнеса», Оскар Хартманн «Просто делай! Делай просто!», Карл Сьюэлл и Пол Браун «Клиенты на всю жизнь», Фил Найт «Продавец обуви», Ольга Курочкина «Книга для идеальных рестораторов», Игорь Манн и Елена Золина «Фидбэк»,
— Почему разные форматы заведений?
— Так интереснее. Каждый раз новая задача.
— Все ли ваши новые проекты сразу выходили на самоокупаемость?
— Когда мы открывали итальянское кафе, то клиенты не сразу по достоинству оценили меню. Мы предлагали различную пасту «al dente», пиццу, которая готовится в печи. Но гости часто говорили, что пицца пригорела, она не идеально округлой формы, хотя традиционная итальянская пицца всегда так выглядит, она немного овальная и так готовится, поскольку выпекается в специальной печи. В итоге нам пришлось доработать меню, включить туда суши и другие блюда, которые больше по вкусу горожанам. Заведение мы открыли в 2019 году, мы искали различные пути решения, предлагали бизнес-ланчи, дни определенной пиццы, в итоге от прежнего меню у нас осталась только пицца.
— Какое жизненное кредо ресторатора вам более созвучно?
— В одном видео про бизнес (точно не помню в каком) спикер рассказал, что наблюдая две минуты за тем, как водитель управляет машиной, можно все рассказать о том, как он проявляет себя в жизни.
Мы везде применяем привычные модели. Так же и в ресторанном бизнесе — любое заведение похоже на своего хозяина. Мне нравится работать с увлеченными людьми. С ними получаются классные и востребованные проекты. Любить то, чем занимаешься — это верный путь к успеху. Как-то ко мне пришли посоветоваться парень с девушкой, они хотят открыть небольшую кофейню с вкусными домашними десертами. Им это очень нравится. Они хотят развиваться. Я уверен, что с таким отношением у них точно все получится. Общался еще с одним парнем (открывал столовую), который делал все, чтобы только ему было выгодно. В итоге он даже персонал не мог найти — с ним просто никто не хотел работать. Какие выводы? Если посмотрите внимательнее, рестораны (и другие заведения) похожи на своих владельцев (собственников). Развитие и рост заведения происходит вместе с развитием его владельца. Растет владелец — растет команда — растет ресторан. Не наоборот.
Сабина Блиновская