31 мая мы отмечаем День памяти жертв политических репрессий и голода в Казахстане. Памятная дата установлена Указом Первого Президента Республики Казахстан от 5 апреля 1997 года. В 1930 годы репрессии затронули лучших представителей казахской интеллигенции, среди которых Ахмет Байтурсынов, Алихан Бокейханов, Мыржакып Дулатов, Мухамеджан Тынышбаев, Магжан Жумабаев, Сакен Сейфуллин и многие другие. А еще пострадали миллионы казахстанцев, погибших от голода после коллективизации, проходившей жестоко и трагично. Кроме того, миллионы представителей других национальностей, депортированные в Казахстан, потомки которых сегодня стали частью нации, пережили немало трудностей на пути к счастливой жизни. Отдать долг памяти жертвам политических репрессий призвана инициатива президента Касым-Жомарта Токаева, создать государственную комиссию для полной реабилитации жертв политических репрессий. Эта работа еще проводится.
Сегодня обо всем этом можно узнать со страниц газет, книг и других изданий, которые хранятся в фонде Восточно-Казахстанской областной библиотеки имени Абая. Этими изданиями чаще стала увлекаться молодежь, которая с интересом изучает историю своего народа, своих предков и своего города. Что они знают о жертвах политических репрессий, мы решили узнать в беседе с молодежью города, а еще хотелось бы ознакомить наших читателей с обширной электронной базой данных библиотеки по движению «Алаш» и истории Казахстана 1920-1950 годов.
Семей — столица Алаш
Древний город хранит свои историю бережно. По улочкам Семея когда-то ходили яркие представители казахской интеллигенции, в старинных зданиях принимались важные решения о судьбе своей страны, ведь Семей был центром исторических событий, которые строили члены движения «Алаш». В те годы левобережная часть города так и называлась — Алаш. Политические лидеры партии «Алаш» Алихан Бокейханов, Ахмет Байтурсынов, а также их сподвижники Жусупбек Аймауытов, Миржакып Дулатов, Райымжан Марсеков, Турагул Абайулы, Ахметжан Козбагаров и другие не раз бывали здесь. В течение трех лет – с 25 декабря 1917 года до 22 сентября 1920 года – Семипалатинск являлся столицей территориальной автономии Алаш, где располагались все центральные государственные учреждения Народного совета Алаш орды. Весной 1917 года левобережная часть Семея, известная в народе как Заречная слобода, решением алашского исполнительного комитета была объявлена городом под названием Алаш. Позже здесь начало свою работу правительство одноименной автономии. Как пишут сегодня ученые, в выборе местонахождения столицы, по всей вероятности, сыграло роль демографическое положение, сложившееся к тому времени в слободе. В 1872 году здесь находилось 270 домов, из них 243 принадлежало казахам. А к концу 1913 года число жителей составляло 5325 человек, из которых 4501 человек был мусульманином. В 1917 году об одобрении преобразования Заречной слободки в город Алаш специальной телеграммой из Москвы сообщает большевистский ВЦИК, а спустя десять лет, в сентябре 1927 года Семипалатинский губком переименовал его в Жана Семей. Фактически же город Алаш просуществовал почти три года. Но это и было время расцвета движения «Алаш» и в целом духа восстания народа за свою независимость.
Вопрос переименования города Алаш ставился неоднократно, так 2 июня 1924 года составлен Протокол Общего собрания членов и кандидатов РКП(б) ячейки №15 г. Алаш «О переименовании города Алаш», но оно было осуществлено только после заседания Бюро Семипалатинского Губкома ВКП(б) от 14 сентября 1927 года. Выписка из протокола №44 гласит: «О переименовании г. Алаш. Считать необходимым переименовать и впредь именовать «Жана Семей». Окончательно же город Алаш получил название Жана-Семей 7 октября 1927 года после заседания президиума Семипалатинского губисполкома «О переименовании Заречной части города Семипалатинска». Об этом свидетельствует документ – переписка и распоряжения главы автономии Алаш и председателя Народного совета Алаш орды Алихана Бокейханова, отпечатанные на правительственном бланке. Распоряжение председателя Алаш орды:
«Всекиргизскій советъ Алаш-Орда. Экстренно. 12 іюня 1918 г. Г. Алашъ, Семип. обл. Председателю Семипалатинской Уѣздной Земской Управы Ахмеджану Козбагарову. Отъ каждой волости Семипалатинскаго уѣзда постановлено взять по 30 человекъ въ составъ отряда Милиціи. Прошу немедленно опубликовать и собрать ихъ съ достаточнымъ количествомъ лошадей. Милиціонеровъ и лошадей прѣдставить въ городъ Алашъ. Председатель Алаш-Орды Алиханъ».
Свой исторический статус Семей, ныне центр Абайской области, потерял 22 сентября 1920 года, в день подписания нового декрета ВЦИК о введении в состав Киргизской (Казахской) АССР Оренбургской губернии и определения города Оренбурга как столицы преобразованной в советскую республику. Свое столичное название Алаш носил до 1927 года.
Что в имени тебе моем
О том, почему движение, одноименный город и правительство носили имя Алаш есть немало теорий. Однако, стоявший у первоистоков их создания Алихан Бокейханов в своем очерке об истории казахов под названием «Киргизы» писал: «Алаш – имя единого предка казахов, пусть даже и мифического».
В период с 1905 по 1920 годы имя Алаш стало идеей и лозунгом национального единства, возрождения и восстановления национального государства казахов. Об объединительной силе имени и идеи «Алаш» свидетельствует то, что в ноябре 1917 года по итогам выборов во Всероссийское учредительное собрание подавляющее большинство казахов поддержало не партию «Три жуза», не большевистких социал-демократов, а именно партию «Алаш», которая получила 43 депутатских мандата.
Проведя большую работу над источниками по литературе бибилотеки краеведческого музея, а также библиотеки имени Абая, ученые отмечают, что Семипалатинск был избран столицей провозглашенной Национальной автономии Алаш, пусть и временно. Об этом говорит постановление ІІ Всеказахского курултая от 25 декабря1917 года, в І-IV и VI пунктах протокола которого дословно зафиксировано следующее:
«І. Образовать территоріально національную автономію областей Букеевской орды, Уральской, Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Сыръ-Дарьинской, киргизскихъ уѣздовъ Ферганской, Самаркандской, Амударьинского Отдела Закаспійской области, смежных киргизскихъ волостей Алтайской губерніи, представляющихъ сплошную территорію съ господствующимъ населеніемъ Казакъ-Киргизскимъ единаго происхожденія, единой культуры, исторіи и единаго языка.
ІІ. Автономіи Казакъ-Киргизскихъ областей присвоитъ названіе АЛАШЪ.
ІІІ. Территорія автономныхъ областей Алашъ со всеми богатствами, находящимися на поверхности земли, водами, ихъ богатствами, а также недрами земли составляетъ собственность Алашъ…
ІV. Всемъ, кто живетъ среди Казакъ-Киргизъ, гарантируются права меньшинства. Во всехъ учрежденіяхъ автономіи Алашъ представители всехъ націй должны быть представлены пропорціонально. Предоставляется там территоріальная и культурная автономія темъ, кто безъ территоріии окажется въ пределахъ Автономіи Алашъ.
- Въ целяхъ спасенія области Алашъ отъ общаго развала, анархіи, организовать Временный Народный Советъ «Алашъ-Орда», состоящій изъ 25 членовъ, 10 местъизъ которыхъ предоставить русским и другимъ и другимъ народамъ, живущимъ среди Казакъ-Киргизъ. Местомъ пребываниія Алашъ-Орда временно избрать Семипалатинскъ».
Семей – столица Алаша. Это большой исторический статус и огромная честь для жителей этого города и в целом для нашей области. Сегодня местными центрами культуры проводится колоссальная работа с молодежью – студентами, учащимися школ, которым необходимо знать историю родного края. Ведь именно они будут передавать следующим поколениям историю своего города, своего народа. Именно так можно увековечить память об интеллигенции нашего края, которая принимала активное участие в построении независимого государства. Именнно эти факты важно вспомнить в День памяти жертв политических репрессий…
Там, где храниться история
Сегодня единственным свидетелем правительственного квартала Алашской автономии осталась мечеть Тыныбай, построенная еще в 1834 году из дерева купцом Тыныбаем Каукенулы из местности Кокен.
Недалеко от нее находился дом Мухамедхана Сейткулова, дававшего уроки в мечети Тыныбай и занимавшего пост имама в мечети Ахмета Ризы. Мухамедхан Сейткулов был щедрым меценатом, спонсировавшим издание рупора Алаш орды – газеты «Сарыарқа» и журнала «Абай». К слову, эти издания выпускаются до сих пор, наследницей газеты «Сарыарқа» стала «Семей таңы», а журнал «Абай» носит то же название. В доме Мухаметхана Сейткулова ранее собирались представители интеллигенции, а после создания Алашской автономии его дом превратился в одно из правительственных зданий. К сожалению, сегодня не сохранилось даже стен его дома. Кроме того, у Сейткулова была богатая библиотека. Он оказывал большую материальную, моральную и духовную поддержку молодой интеллигенции, правительству Алаш орды.
Другим правительственным зданием города Алаш был дом купца Каражана Укибаева. Каражан Укибаев известен тем, что скупал у кочевников скот со всей округи, за многие сотни километров в радиусе, таким образом, создал подобие скотной биржи. Он заложил основы мясоперерабатывающей промышленности в Семипалатинске. Внес купец и свой вклад в телефонизацию города. Но главной заслугой общественника было меценатство и поддержка начинаний Алаш орды. Помимо того, что его дом был одним из правительственных зданий, Каражан Укибаев на свои средства выкупил типографию, в которой издавались газета «Сарыарқа» и журнал «Абай». Поддержка купцом журнала «Абай» дала возможность Жусипбеку Аймауытову, Мухтару Ауэзову издавать этот печатный орган Алаш орды. А с газетой «Сарыарқа» связаны имена Султанмахмута Торайгырова, Маннана Турганбаева, Сабита Донентаева, Райымжана Марсекова, Смагула Садвокасова, позднее – Турлыхана Кайсенова. Стоит отметить и вклад Каражана в поддержку Алашской милиции – вооруженных сил автономии.
Еще одно правительственное здание – двухэтажный дом купца второй гильдии, скотопромышленника Александра Ерыкалова. В нем располагался штаб Алашской милиции – вооруженных сил Алашской автономии. В формирующиеся вооруженные силы государства было запланировано призвать 13 500 человек. По плану призыва из Букеевской губернии установлено было призвать 1000 новобранцев, из Уральской – 2000, Торгайской – 3000, Акмолинской – 4000, Семипалатинской – 1500 и Жетысуской – 2000 призывников в возрасте от 20 до 35 лет. В августе 1918 года был создан конный полк, в декабре 1918 года – еще один. Возглавлял Алашскую милицию Хамит Тохтамышев.
Их именами названы
Как еще можно отдать дань истории страны и выдающимся личностям, как не увековечить их в названии улиц и площадей, образовательных и культурных учреждений. А если городские власти позаботились о памятных табличках с информацией, памятниках выдающимся горожанам, которые жили здесь и работали на благо отечества, то каждое новое поколение имеет возможность прикоснуться к истории родного края.
Именами алашординцев названы улицы и нашего города.
Сейчас в Семее именами алашординцев названы несколько улиц. Они носят имена Султанмахмута Торайгырова, Магжана Жумабаева, Ахмета Байтурсынова, Алихана Бокейханова.
Озвучивая слово «Алаш», в голову приходят мысли о важнейшей фигуре этого движения – Алихане Бокейханове. Согласитесь, яркая и видная личность, которая оставила большой след в истории страны. Сегодня в честь него установлен памятник на Арбате при сквере Победы, а еще есть небольшая улица на окраине города – в Комсомольском поселке. Несколько лет назад общественниками поднимался вопрос о переименовании в честь Алихана Бокейханова одной из центральных улиц, но пока эта инициатива не реализована. За то в прошлом году в честь 155-летия выдающегося государственного деятеля его имя дано Казахскому гуманитарно- юридическому инновационному университету. Таким образом оказан знак высокого уважения к заслугам Алихана Бокейханова, а также пропаганде нашей истории и ее личностей среди молодежи. Ведь мы должны позаботиться о том, чтобы наше поколение запомнило ярких представителей Алаш орды.
Данные, собранные по крупицам
Тишина в читальном зале универсальной библиотеки имени Абая способствует глубокой мысли, проработке полученного материала. Здесь просматривать данные, связанные с историей нашего государства — двадцатыми годами прошлого века, коллективизацией, репрессиями и голодомором, связанными и с историей Алаш орды можно н только на бумажном носителе, но и в электронном варианте. Создан целый раздел, где собраны самые ценные данные по истории движения «Алаш».
А еще в библиотеке регулярно проводятся просветительские мероприятия, выставки, лекции, посвященные деятельности «Алаш». Образовательные «посиделки» помогают всесторонне развиваться. К слову, и сами алашординцы писали и призывали к свободному выражению своих мыслей и идей. Как говорится сейчас, они отстаивали свои права, и это очень актуальная тема в наше время. Задача любой библиотеки в этом вопросе – стараться как можно больше приобщать своих читателей к заданной теме. Ну а интересна ли тема среди молодежи и важно ли ее освещать мы спросили у руководителя читального зала Областной универсальной библиотеки имени Абая Рахили Адикаевой. По ее словам, молодежь всегда стремится к знаниям, она делает для себя новые открытия.
— Представители молодежи не раз посещали библиотеку, чтобы получить информацию по Алаш орде и движению «Алаш». Темы, которые поднимали представители этого движения, только сейчас начинают восприниматься как важная часть истории, что очень радует. Их понимает молодежь, потому что она сегодня разносторонняя, умеет самовыражаться. Молодежь определенно не потеряет любовь к истории прошлых веков, так как она всегда касается нас, — говорит Рахиля Адикаева.
Она также отмечает, что в библиотеке регулярно проводятся различные выставки, лекции, краеведческие уроки, проекты о движении «Алаш». Например, недавно прошел краеведческий урок на тему «Наследие Алаша». Студенты познакомились с жизнью и творчеством деятелей Алаш, среди которых Алихан Бокейханов, Раимжан Марсеков, Шакарим Кудайбердиев и другие. Была раскрыта их роль в обретении независимости нашей страны. Но особое внимание было обращено на то, что наш город Семей – столица правительства Алаш орды. Был проведен обзор книг, периодических изданий по истории движения и правительства, трудов деятелей Алаш, имеющихся в редком фонде библиотеки. Или в рамках проекта «Алаш» прошла лекция, которую провел доктор исторических наук, профессор, руководитель Научно-исследовательского центра «Мәңгілік Ел» Атырауского университета имени Халела Досмухамедова Ахмет Аккали. Лектор отметил, что казахская интеллигенция оставила глубокий след в истории страны, а в исследовательских работах историков прослеживается наличие школы Алаш. Он также подчеркнул интерес зарубежных исследователей к истории движения «Алаш». Были дана новая информация о ранее неизвестных страницах его истории. Большое значение имеет работа Уалитхана Танашева и Алимхана Ермекова по земельным вопросам, говорилось о Халеле Досмухамедове, который находясь в ссылке г. Воронеж встречался с такими же ссыльными деятелями Алаша. Были представлены и сведения об атырауских деятелях — Габбасе Бейсове, Кабдоле Дошове, Шамиле Кабдолове и об активном деятеле Восточного отдела правительства Алаш орды Биахмете Сарсенове и о его сыне Галихане Биахметовиче.
— Алашординцы учат молодежь быть уверенными в своих действиях и решениях, и если начинать дело, то нужно уметь заканчивать начатое. Такими чертами обладают сильные духом и волей люди, — добавила Рахиля Адикаева.
Электронная библиотека Алаш
В универсальной библиотеке имени Абая действует Электронная библиотека Алаш. Она была создана в 2017 году. Ее цель — собрать и разместить в сети материал, включающий редкие издания и современные научные труды алашеведов, сделать библиотеку доступной в любой точке мира посредством интернета. Основной фонд электронной библиотеки составляют оцифрованные копии книг и статей со страниц периодических изданий. На начальном этапе были собраны материалы из историко-культурных и образовательных учреждений о жизни и творчестве деятелей «Алаш» не только в Казахстане, но и в зарубежных странах. Инициативу создания этого электронного фонда поддержали Национальная академическая библиотека, Национальная библиотека Республики Казахстан, областные библиотеки, музеи и архивы страны, а также архивы Бишкека и Казани. Партнерами-участниками стали десять библиотек, из них три библиотеки учебных заведений, 17 музеев и восемь архивов. Сейчас библиотека пользуется большим спросом и в Электронной библиотеке последовательно размещены материалы о деятелях правительства Алаш орды, о членах комиссариата и кандидатах в члены учебного комиссариата, а также об объектах, названных именами алашординцев. С библиотекой также сотрудничают книжные хранилища других городов, как например Национальная академическая, Жамбылская областная, Западно-Казахстанская и другие библиотеки.
Изначально для проекта были собраны материалы из редкого фонда библиотеки имени Абая, опубликованный еще при жизни деятелей Алаш орды, выпущенный в начале ХХ века в Москве, Оренбурге, Кызылорде и на страницах ежегодников Семипалатинского подотдела Русского Географического общества, а также труды современных алашеведов. Также были выявлены издания отсутствующие в местном фонде и составлен список литературы. Далее были скопированы книги и статьи, опубликованные на страницах периодических изданий, внесены библиографические описания и размещены в базе данных «Алаш».
С целью пополнения фонда электронной библиотеки ценными изданиями и документами, были написаны и разосланы письма-обращения в музеи и архивы страны, ближнего и дальнего зарубежья, с просьбой оказания помощи в работе над проектом «Алаш». В результате были получены и отобраны копии документов, пополнившие фонд электронной библиотеки. Собраны труды деятелей партии Алаш, научные исследования о членах правительства Алаш орды, а также статьи со страниц республиканских, областных и городских газет и журналов.
Мероприятия к памятному дню
Народ Казахстана бережно хранит память о миллионах соотечественников, пострадавших от политических репрессий и голода. О временах террора подробно рассказывается в учебниках истории, на эту тему издаются книги, снимаются фильмы, в городах и селах страны устанавливаются памятные стелы. Все это важно и необходимо, чтобы общество осознавало ценность мирного эволюционного развития и никогда не допустило повторения подобных событий.
Ко Дню памяти жертв политических репрессий и голода, в библиотеке имени Абая города Семей состоялось открытие ретро-выставки «31 мая – День памяти жертв политических репрессий и голодомора». Достойное место на ней заняли труды национальной интеллигенции, известной своей политической активностью. Студенческой молодежи были представлены труды репрессированной казахской интеллигенции – это научные и литературные труды, учебники, переводы, изданные в конце двадцатых-тридцатых годов двадцатого века. Книги авторов и об алашевцах, как Алихан Бокейханов, Раимжан Марсеков, Миржакып Дулатов, Халела Досмухамедова и других представлены на казахском, русском языках, есть и издания на казахском языке, изданные на латинской и арабской графике. Редкие издания, хранящиеся в библиотеке, имеют историческую и филологическую ценность. Несомненно, примером для молодежи послужат знания, трудолюбие, организаторские способности и высокая квалификация, нравственная жизнь и твердая позиция национальной интеллигенции, сражавшейся за светлое будущее нашей страны и погибшей в пути своей деятельности. В ходе проведения мероприятия, его организаторы отметили, что данная выставка – дань уважения и памяти, а также она несет познавательную о образовательную цель.
Молодое поколение об Алаше
Молодежь часто посещает мероприятия, проводимые в библиотеке имени Абая. Не исключение и нынешняя выставка. Кроме того, сколько есть студентов и учащихся, которые накануне важной даты – Дня памяти жертв политический репрессий решили посетить библиотеку, электронный ее портал, чтобы больше узнать о героях двадцатых годов прошлого столетия, поднявших национальный флаг и погибших в борьбе за независимость. Сегодня они деляться своим мнением по поводу сохранения памяти о лучших представителях интеллигенции и городе Семей – бывшей столице целого Алаша.
— «Алаш» – это большое и значимое в истории движение. Столицей его правительства был город Семипалатинск. Символично, что сегодня мы снова становимся центром области, пусть и не имеем в названии слова Алаш. Однако мы как историки, как патриоты своей родины должны и обязаны помнить о том, что Семей – место такого исторического события, — говорит представитель молодежи Мерей Сырымулы.
— Время летит быстро. Когда я был в школе, часто нам рассказывали про движение «Алаш» на уроках истории. Мне было интересно, и я всегда хотел изучить эту тему глубже, стать алашеведом. Сейчас я приближаюсь к своей цели. Мне кажется, что такие исторические факты не должны забываться молодежью. Особенно той, что проживает на территории Алаша, — говорит будущий алашевед Айдос Кайрат.
— Я скоро окончу школу, и мне необходимо полно изучить предмет истории Казахстана, еще важнее как патриоту знать историю своей страны. Это — моя Родина, мой дом, моя земля. Для меня, как для человека, который ежегодно участвует в олимпиадах по истории, важно знать про движение «Алаш». Например, я только недавно узнала о том, что столицей Алаша был город Семей, — говорит ученица Даяна Байжуманова. — Постепенно изучая историю, я соприкоснусь с самым важным и значимым для моей страны.
— Для меня урок истории немного скучноват, пока мы доходим до темы Алаш орды. Алашординцы поднимали актуальные на сегодняшний день проблемы, поэтому их идеи актуальны и сейчас. Например, свобода слова. Молодежь сейчас пытается защитить свои права, отстаивать их, а алашевцы были одними из тех, кто распространял такую концепцию среди населения, призывая и словом действовать, считает Амина Масалимова.
В один год, выступая с обращением к народу по случаю Дня памяти жертв политический репрессий и голода, президент Касым-Жомарт Токаев отмечал, что память о колоссальных человеческих жертвах и жестоком драматизме тех лет оставила трагический след в сердце каждого казахстанца. Пострадали не только лучшие представители казахской интеллигенции, казахской нации, но и представители других национальностей. Гонениям поверглись целые народы. Единственная отрада — для многих народов, пострадавших от тоталитаризма, казахская земля стала настоящим домом. Мужество и терпение наших предков позволили достойно пройти тяжелейшие испытания и сплотиться в единую нацию. И сегодня потомки тех людей строят Новый Казахстан. Народ Казахстана бережно хранит память о миллионах соотечественников, пострадавших от политических репрессий. А еще вкладывает усилия, чтобы реабилитировать их документально. Ведь в сердцах потомков их имена давно уже прописаны золотыми буквами как героев, а значит печать «реабилитирован» остается путь важной, но формальностью.
Замира Мурсалимова