Наверняка, кто такой Ахмет Байтурсынов знают все жители нашей страны. В Казахстане Ахмет Байтурсынов почитается как учитель нации – «ұлт ұстазы». Он казахский просветитель, лингвист, литературовед, поэт, публицист, переводчик и общественный деятель. Выдающийся просветитель казахского народа Ахмет Байтурсынов прошел тяжелые испытания, отстаивая национальные интересы казахов и мечты о лучшей жизни, повышая их образованность. За это он отдал самое ценное – свою жизнь, но в сердцах людей зажег огонь веры в светлое будущее.
«СОХРАНИТЬ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОБЛИК СВОЙ…»
Известный казахский ученый и просветитель Ахмет Байтурсынов всю свою жизнь посвятил борьбе за судьбу родного народа. Он оставил в наследство будущим поколениям высокую духовность, заключенную в искусстве слова. Акын, казахский просветитель, литературовед, публицист Ахмет Байтурсынов родился 5 сентября 1872 года в селе Сарытубек Жангельдинского района Костанайской области. Он стал одним из самых значимых реформаторов своего времени в становлении казахского языка, литературы и образования, был патриотом своей страны и нации. Он всегда пытался пробудить достоинства и сознание в других. Также он был одним из лидеров движения «Алаш». Ради любви к своему народу он пятикратно попадал под арест, а затем был приговорен к расстрелу. Немаловажно и то, что с малых лет у Ахмета Байтурсынова было большое желание учиться. В 1883-1884 годы он учился грамоте у образованных односельчан, затем окончил сельскую школу. Через некоторое время поступил в двухгодичное русско-казахское училище, после чего стал учеником Оренбургской школы по подготовке учителей. После получения образования Ахмет Байтурсынов поставил перед собой цель – вложить все свои знания и усилия в образование казахских детей.
Он начал свою деятельность с просветительства, по его словам, это должно было освободить казахский народ от угнетения. Он нередко выступал с разоблачением произвола местных управителей и колониальной политики царского самодержавия. Он понимал, что подъем культуры и образования можно осуществить через всеобщее просвещение и усвоение достижений общечеловеческой цивилизации. В первую очередь, Ахметом Байтурсыновым была открыта школа при дворе бая Ахметкерея Конысбаева, затем он открывает школу в селе Аманкарагай и на протяжении года учит там детей. Вскоре он переводится в двухлетнюю русско-казахскую школу в городе Костанай. Вот так начинается бурная учительская жизнь общественного деятеля. Самая большая особенность казахских интеллигентов начала ХХ века заключается в том, что они получили образование у мулл или в медресе. Все они были религиозно образованными людьми. Это прослеживается даже в том, что каждое произведение, статья Ахмета Байтурсынова начинается со слов из Корана «Бисмиллахир-рахмани-рахим».
В его публикациях размещались материалы на тему просвещения, грамматики, культурного наследия казахов, которые привлекали живой интерес, пробуждали в людях национальное самосознание, говорили о важности просвещения, поднимали вопросы образования, социально-политического характера. Исследуя природу казахского языка, Ахмет Байтурсынов занимается работой по усовершенствованию казахского алфавита, пишет статьи и учебники по языкознанию, впоследствии появляются его научные исследования. Он стал первым, кто создал казахский алфавит, базируясь на арабской графике, и сформулировал грамматическую терминологию. Его идея сводилась к тому, чтобы при каждом слове отмечать признак переднего или заднего ряда добавлением знака, аналогичного знаку скрипичного или басового ключа в нотной записи, что существенно экономило число вновь вводимых знаков для гласных и примиряло с арабской графикой. Данный алфавит получил название «Жаңа емле» – и он по сей день используется казахами, живущими за пределами Казахстана. Ахмет Байтурсынов написал первые учебники по изучению казахского языка как школьного предмета для удовлетворения потребностей казахских школ. Сам Байтурсынов призывал людей культурно просвещаться в своих трудах и произведениях. Он говорил, что каким бы богатством ни обладал народ, не стремящийся к образованию, через некоторое время его богатство перейдет в руки более цивилизованных народов.
ВКЛАД В РАЗВИТИЕ КАЗАХСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ахмет Байтурсынов внес большой вклад в развитие казахской литературы и письменности. В частности, наиболее известны его басни, вошедшие в сборники «Сорок басен» и «Маса», вышедшие, соответственно, в 1909 и 1911 годах. Он провел большую работу по сбору и изданию образцов казахского устного народного творчества. Байтурсынов активно включился в литературный процесс сборниками стихов и переводов, изданием образцов фольклора, разработкой проблем истории и теории казахской литературы в научно-теоретических статьях , трудах и учебник ах. Продолжая и развивая просветительские и критические традиции Абая, Байтурсынов поднял казахскую литературу на новый уровень. Первая книга Байтурсынова «Қырық мысал» вышла в 1909 году. В ней автор описывает колонизаторскую политику России и насилие властей. Взяв за основу традиционные сюжеты басен Эзопа, Лафонтена, Крылова и Абая, создал ряд произведений, в которых жанр басни обрел национальные черты. Произведения Ахмета Байтурсынова, в основном, посвящены вопросам культуры, науки, просвещения, прогресса. В них он выступает как продолжатель просветительских, демократических, гуманистических традиций. Большая заслуга Ахмета Байтурсынова была в исследовании истории и теории литературы. Известность приобрели его статьи об Абае Кунанбаеве, книги по теории литературы, сбор и издание фольклорных произведений. Статья «Главный поэт казахов» – одна из первых исследовательских работ Байтурсынова в области национального литературоведения. В ней рассматриваются историческая миссия Абая и духовное богатство наследия поэта, раскрывается значение его произведений, производится полный разбор его стихотворений. Исследования и научные выводы о художественном мастерстве Абая, которые имеются в статье, нашли свое отражение и развитие в казахском литературоведении. Он понимал индивидуальность, критичность стихов Абая, как формулу «меньше слов, больше смысла». «Әдебиет танытқыш», написанный в 1926 году, стал первым фундаментом научно-теоретического труда на казахском языке, в котором дано точное определение истории, теории и критики литературы, методологии, приведена в систему казахская литературоведческая наука. Таким образом, великий ученый характеризовал историческое познание человечества. В данной работе ученый дал характеристику летописи, исторического письма, шежире, хронографа и других источников исторического познания. «Оқу құралы», написанный в 1912 году, это один из первых букварей, написанных на казахском языке. До 1925 несколько раз переиздавался. «Тiл — құрал» – первое учебное пособие по казахскому языку, в котором дано определение лингвистическим понятиям, а также исследована и систематизирована языковая структура. Байтурсынов сформулировал грамматическую терминологию – имя существительное, глагол, местоимение и другое. Им также написано практическое руководство для учителей «Тiл жұмсар» и учебное пособие «Баяншы».
НО ДАЖЕ В ВЕЛИКОЙ ЖИЗНИ БЫЛО МЕСТО ЛЮБВИ
Неизменной спутницей жизни Ахмета Байтурсынова была его любимая жена. Будучи учительницей в русско-казахской школе в селе Аулиеколь она познакомилась с Ахметом Байтурсыновым. В этом же 1896 году они бракосочетались в мечети города Троицка. С этого времени Александра Ивановна начала исповедовать ислам. Муж с согласия жены дал ей другое имя – Бадрисафа Мухамедсадыккызы Александра Ивановна родилась в Челябинской области в 1878 году. Выросла она в казахском ауле, хорошо знала язык, казахские обычаи и традиции, была необыкновенно приветлива в общении. Люди любили ее за редкие душев- ные качества – отзывчивость, сострадание к чужой боли и подлинную человечность. Их совместная жизнь нача- лась в Кустанае. На тот момент уже Бадрисафа не ограничилась ролью скромной домохозяйки. Она принима- ла посильное участие во всех делах мужа, благодаря ее гостеприимству, дом Байтурсыновых стал местом сбора будущих лидеров партии «Алаш». Однако, как показало время, это была настоящая любовь. Лучшие качества ей удалось сохранить, несмотря на невзгоды – Ахмета не раз арестовывали, он прошел через тюрьмы и ссылки, а Бадрисафа тем временем из скромной девушки выросла в сильного человека со стойкой волей и твердым характером. Ахмет и Бадрисафа прожили много лет, но детей у них так и не было. Ахмет Байтурсынов воспитывал детей своих братьев. Так он удочерил дочь родного младшего брата Машена Шолпан. Когда Ахмета отсылали, Бадрисафа с Шолпан оставались одни. И так про- исходило неоднократно. Но Бадрисафа не выдерживает разлуку и к концу жизни сходит с ума – она умирает в Костанайской больнице. Недалеко от села Каскат Мендыкаринского района установлен памятник в ее честь. В 2012 году у могилы Бадрисафы торжественно открыта памятная стела, сооруженная на средства родственников Ахмета Байтурсынова. Она представляет собой строение из светло-желтого кирпича, на котором установлена мемориальная доска с портретом и краткими биографическими сведениями Бадрисафы. Основание выложено бордюрной плиткой. Стела ограждена невысоким металлическим забором.
– Чтобы не отстать от других, мы должны быть образованными и сильными. Для того чтобы иметь знания, необходимо учиться. Чтобы быть богатым, нужно иметь дело. А для могущества необходимо единство и сплоченность. Для этих нужд необходимо работать не покладая рук, – писал Ахмет Байтурсынов.
– Ахмет Байтурсынов человек не простой, он образованный человек. Когда другие образованные господа искали чин и пагоны, Ахмет был единственный, кто заступался, боролся за честь и достоинства, который стремился пробудить дремлющее народное сознание, встряхнуть честь нации от притеснений, от рабства. Многие из образованных казахов продались уездным, губернаторам и судьям, устроились толмачами, некоторые продали даже честь и занимались предательством, Ахмет отдавал душу казахскому народу, – писал Сакен Сейфуллин.
– На ІІ общеказахском съезде был утвержден состав правительства Алаш Орды. Ахмет Байтурсынов назначен на пост комиссара образования. Рядом с ним были Магжан Жумабаев, Елдес Омаров, Биахмет Сарсенов, Телжан Шонанов. В то время для просветительских работ Ахмет использовал актив мулл. Потому что он не смотрел на процесс обучения грамоте только как на изучение букв. Он брал за основу воспитание. Он был уверен в том, что человек, получивший образование без человечности, сочувствия, милосердия и благодеяния может быть опасным. В тургайском регионе было очень много медресе-мечетей. Ахмет считал правильным использовать эти готовые ресурсы, – неоднократно отмечал писатель Сеит Кенжеахмет.
– У образованных народов обучением детей занимаются люди, специально обученные педагогической науке. Это и правильно, потому что если судья обучается своим судейским делам, а доктор — медицине, то педагог тем более должен быть обучен педагогике, – процитируем Ахмета Байтурсынова.
– Я спросил дядю Ахмета, о том, как он женился на тетушке Падрес, потому что они сильно любили друг друга. Ахмет коротко ответил на мой вопрос: «Я многое пережил от царской власти, некому было меня поддержать, помочь. Вот тогда мне руку помощи протянула твоя тетушка Падрес. Когда мы пошли к Царскому государству, чтобы зарегистрироваться, нам не разрешили жениться, ссылаясь на то, что она другой нации. Тогда Александра взяла себе башкирское девичье имя Падриса», – вспоминает племянник Ахмета Самырат.