Наше общество подошло к рубежу тридцатилетия независимости нашей страны. Не только для экономики и политики, но и для культуры Казахстана наступил новый этап эволюции. Открылись возможности для более тесных взаимоотношений со многими странами. В этом направлении мы столкнулись наравне с позитивными факторами, такими как открытость общества с приобщением к передовой культуре, но и негативными, один из которых так и называется — «ложные западные ценности».
Опыт первых десятилетий рыночной экономики не избавил многих от желания скрываться за «спасительными» миражами наркотиков и опьяненным от алкоголя сознанием, пустотой шоу-программ, в погоне за сверхприбылями в бизнесе и легкими деньгами в аферных делах, за мнимой остротой в игорных заведениях, набором поддельных чувств телесериалов и т.д.
Любой кризис необходим как средство прогресса, обновления и присущ процессу развития. У культурного кризиса эти качества существуют на коротком историческом этапе, в противном случае переходят в разрушительный процесс постоянного качества, остановить который станет невозможным.
Главной задачей культуры, вошедшей в кризисный этап развития, должна стать проблема поиска пути выхода системы на новый уровень эволюционного прогресса. Но при этом надо помнить, что только высокая идея даст высокий результат, а низменные цели неизбежно приведут к деградации общественного развития, к полному развалу экономики и политики страны. Пассивность членов общества безнравственна по отношению к современникам и будущим поколениям. Степень активности и осмысленности поискового процесса обеспечит качество результата выхода из кризиса.
Самостоятельно мыслящему человеку необходима способность понимать суть происходящего, принимать решения, выполнять их и к тому же нести ответственность за собственные действия. Эти качества являются отражением его культуры и образованности, которое зависит от развитости общества, в котором он пребывает. Известно, что воспитанные в лучших традициях общечеловеческой культуры, образованные по мировым стандартам, нравственно и физически здоровые люди могут стать хорошими специалистами разных профессий, патриотами и достойными гражданами своей страны.
Исторически наш народ старался сохранять чистоту нравов ради блага других. Отличали его душевная открытость, бескорыстие, гостеприимность. Соединение полноты развития Духа с материальными формами жизни составляет основу национальной идеи. Перекос в сторону материальных благ может остановить развитие духовности, как отдельного человека, так и общества в целом. Кризисы в обществе наступают, когда нарушено равновесие между этими формами жизни. Русский философ конца ХIХ века В. Соловьев считал, что «актуальнейшей задачей кризисного времени является превращение физической жизни в духовную».
В дни выбора мы обращаемся к духовности предков, и тогда совершается действо внутреннего культурного созидания, обретения смысла собственного бытия и свободы. Человек не одномерное существо, он несет в себе закономерности целого. Основу целого по Шакариму, признанному первым профессиональным казахским философом начала ХХ века, составляет Совесть (ар — ұждан). Без этой основы человек не состоится как личность, без этого нет гармонии между отдельными частями целого. Данное мировоззрение, прошедшее через всю историю народа, должно стать, с точки зрения здравого смысла, той самой национальной идеей, которая приведет к созиданию и к новым вершинам в развитии общества.
Кочевой образ жизни сформировал у нашего предка бережное, заботливое отношение к окружающей среде и он действовал по принципу «не навреди». Теперь человечество должно вести себя с учетом многочисленных ограничений, живя в замкнутой и ресурсодефицитной системе, которую Боулдинг сравнил с «космическим кораблем Земля».
Среди безудержного развития техногенного типа мировой экономики можно выделить следующие экологические проблемы: опустынивание, обезлесение, дефицит сырья, парниковый эффект, истощение озоного слоя атмосферы, кислотные дожди, дефицит пресной воды, загрязнение мирового океана, таяние ледников на полюсах земного шара и на вершинах гор, учащение стихийных бедствий, исчезновение разных видов животных и растений и т. д.. Не является ли все это чрезмерной заботой о материальном благосостоянии и отходом от духовной составляющей?
Духовность предков в крови современного казаха, даже если он русскоязычный. Самое ценное в обращении к духовности предков – ощущение духовного родства, которое передается из поколения в поколение. В начале нашего тысячелетия воин среди тюрков произнес: «Дух не умирает, переходит дух!» А в начале ХХ века Абай дал определение, что «дух – ясность ума». Именно ясность, а не замутненность человеческого разума, осознание реальностей жизни на Земле. Шакарим писал, что надо учиться различать добро от зла и создать науку совести. И где же начинается зло? У русского философа И. Ильина читаем: «Зло начинается там, где начинается человек, и, притом, именно не человеческое тело, во всех его состояниях и проявлениях, как таковых, а человеческий душевно-духовный мир – это истинное местонахождение добра и зла… Зло есть, прежде всего, душевная склонность человека, присущая каждому из нас страстное тяготение к разнузданию зверя…».
Ф. М. Достоевский в романе «Подросток», а затем в «Дневнике писателя» подтверждая, что нельзя жить без идеи и вне идеи, писал: «Сначала высшая идея, а потом деньги, а без высшей идеи с деньгами общество провалится…. Без связующей, общей, нравственной и гражданской идеи нельзя взрастить поколение и пустить его в жизнь». Об этом писал и Карсавин: «При отсутствии веры в идеал мы опускаемся до звероподобного бытия, в котором все позволено, или впадаем в равнодушную лень».
Правда является источником веры, надежды, любви, нравственности, совести, справедливости. А все они являются основными законами бытия. В борьбе за эти законы выковывается воля к высшему бытию и «последняя окончательная победа в бытии должна принадлежать духовной силе, а не материальному насилию» — писал русский философ Н. Бердяев.
К одному из самых опасных качеств человека можно отнести лживость. В духовной жизни ущерб народу людьми из мира лжи наносится непоправимый и болезненный. Лучшие умы человечества относились ко лжи как к одному из самых постыдных пороков. Во лжи они находили унижение человеческого достоинства, чести, вытеснение совести и веры.
Ложь питает все преступления, укрывает самое опасное, что представляет угрозу для общества. Эта сила пытается уничтожить живую культуру, высокое одухотворенное творчество, нравственность. Главный враг для лжи – совесть. Осознанная совесть – это не только услышанный голос правды, но и принятие этой правды в свое сердце, в свою душу.
Совесть – основа духовной дисциплины, без которой нет духовной культуры. Когда человек длительное время поступает безнравственно, совесть уходит и душа становится пустой. Но есть центр притяжения для всего лучшего, что есть в душе. Это притяжение и есть Совесть. Через совесть человек открывает, что он не что иное, «как эволюция, осознавшая саму себя» — так мыслил Д. Хаксли.
Вполне возможно, что мы управляемы на тонком уровне, а может, как когда-то языком притчи и метафоры сказали мудрецы Древнего Востока: «Будущее покоится в прошлом». И вполне возможно, что нам нужен пассионарный всплеск энергии тюрков, чтобы мы смогли достойно выйти на новые горизонты, без ущерба для природы нашей страны, что явилось бы проявлением заботы о будущих поколениях и отражением духовной культуры, имеющей тысячелетнюю историческую память и переходящую из одного поколения в другое.
Кунгуль Шокбатар
ветеран отрасли образования