«Мы, наследники Абая, гордимся тем, что у нас есть такой учитель, как Мухтар-ага, и стремимся быть его достойными учениками».
Ануар Алимжанов, писатель
Мухтар Ауэзов известен как писатель и драматург, переводчик и ученый, знаменит трудом, в котором описал жизнь и творчество Абая Кунанбаева – четырехтомным романом-эпопеей «Путь Абая». Произведения писателя вошли в два тома «Библиотеки всемирной литературы». Но еще одним важным направлением его деятельности является педагогическая работа.
Казахский писатель Абдижамил Нурпеисов писал о Мухтаре Омархановиче: «Хорошо помню: после войны в литературу шла совсем еще зеленая, безусая молодежь в пропахших пороховым дымом, потертых шинелях. Все мы были безумно влюблены в Ауэзова. К обаятельному образу писателя примешивалось, видимо, и наше пылкое юношеское воображение. Наряду с любовью я еще испытывал к нему какой-то необъяснимый, едва ли не священный, страх молодого альпиниста перед величием горы».
Эта небольшая, но емкая цитата красочно характеризует психологию, мировосприятие молодых людей тяжелых послевоенных лет второй половины 1940-х годов. Характеризует их интерес и тягу к художественной литературе, нелегкому писательскому труду, которому они решили посвятить свою жизнь. Голодная, послевоенная молодежь, окутанная романтикой чистого листа и благородного пера, на первое место ставила духовные запросы, затрагивающие интересы простых людей.
Педагогический путь юного Мухтара начался с того, что в 1915 году он поступил в Семипалатинскую учительскую семинарию и завершил обучение в 1919 году. В семинарии Ауэзов с большим увлечением читает художественные произведения, знакомится с книгами русских и зарубежных классиков. Под влиянием прочитанного М. Ауэзов сам пробует писать небольшие рассказы, стихи.
Первые работы будущего писателя, посвященные общим вопросам культуры, педагогики, просвещения народа, стали появляться в периодической печати, начиная с 1917 года. В 1918 году он вместе с Жусупбеком Аймаутовым издавал в Семипалатинске журнал «Абай», в котором опубликовал немало статей в качестве журналиста, однако после выхода двенадцатого номера он был закрыт по идеологическим мотивам.
В октябре 1923 года Мухтар Ауэзов поступил на филологическое отделение Ленинградского государственного университета и в 1928 году успешно окончил его. В эти годы он также преподает в только что открывшемся Семипалатинском педагогическом техникуме, заканчивает работу над первым томом «Истории казахской литературы». В1928–1930 годах учится в аспирантуре кафедры тюркологии восточного факультета Среднеазиатского университета в Ташкенте, одновременно он преподавал казахскую литературу в Казахском институте народного просвещения и лесном техникуме в городе Ташкенте. М.А. Ауэзов был одним из организаторов первого вуза республики – Казахского педагогического института им. Абая в Алма-Ате.
Ауэзов занимался вопросами не только литературы, но и культуры, просвещения, народного образования, уделял много времени становлению и развитию общеобразовательной школы в Казахстане. Для этой благородной цели он разрабатывал книги и пособия, участвовал в написании «Истории казахской литературы» (Кызыл-Орда, 1927 год), «Новый аул», две книги для чтения по русскому языку для казахских детей школ III ступени (Кызыл-Орда, 1929 год), «Подросток», учебное пособие (Кызыл-Орда, 1930 г.) и др.
Писатель почти всю жизнь занимался преподавательской работой и воспитанием молодежи в разных университетах страны.
С 1932 года М. Ауэзов преподавал в КазПИ имени Абая не только фольклор, но и курс лекций по казахской литературе (основным местом его работы был Казахский театр драмы, куда он поступил в качестве литературного работника). В те годы там преподавали известные писатели и ученые: Сакен Сейфуллин, Санжар Асфендияров, Кудайберген Жубанов, Митрофан Сильченко и другие.
Вот как описывает первое появление в вузе знаменитого писателя его бывший студент и творческий ученик, академик, литературовед Мухамеджан Каратаев: «Коренастый, среднего роста, смуглолицый молодой человек (это сейчас я говорю «молодой», а тогда Мухтар Омарханович казался нам пожилым человеком) вошел в аудиторию и приветливо поздоровался с курсом. Бросились в глаза широкий покатый лоб, черные вьющиеся волосы. Много лет прошло с тех пор, много разных событий произошло в моей жизни, но первое знакомство с Ауэзовым свежо в памяти во всех мельчайших деталях. Это ярче сновидения, впечатлительнее прочитанной книги, выпуклей и зримей спектакля.
Мухтар Омарханович стал читать лекции по казахскому фольклору. Тихая, не совсем внятная поначалу речь постепенно начинает захватывать слушателей: образная речь – каждое слово имеет большую смысловую нагрузку; она давала нам много нового, неизведанного. Увлеченные лекцией, мы не замечали, как пролетало время. Поистине счастливые часы! Нас поражала глубина и широта познаний Ауэзова».
В КазПИ имени Абая преподавал курс устного народного творчества, читал лекции по фольклору. Долгие годы он изучал устно-поэтическое творчество не только казахского народа, но и фольклор других народов СССР. Преподавал эту дисциплину и в Среднеазиатском университете в Ташкенте, и в МГУ им. М.В. Ломоносова.
Почетный гражданин города Риддера в Казахстане, бывшая студентка М.О. Ауэзова в КазПИ им. Абая (1937-1941), позже партийный работник Прасковья Тихановская вспоминает о своем педагоге: «У Ауэзова был высокий лоб, свидетельствующий о незаурядной мудрости. Мы с живейшим интересом слушали его блистательные лекции о казахском фольклоре. Сквозь дымку прошедших десятилетий я вижу его оживленное лицо, сдержанный и точный жест, всю его крепкую, ладную фигуру, уверенный взгляд с кафедры на нас, студентов казахской и русской групп литфака. Его увлекательные лекции-импровизации вводили нас в быт казахских степей и предгорий. Он блестяще читал главы из эпоса, песни акынов на айтысах, лирические стихи, причем читал по-казахски, сразу же делая перевод на русский язык, чтобы мы почувствовали поэтическую особенность произведений».
О том, что он был прекрасным специалистом по фольклору, писал армянский критик и литературовед, профессор Аршалуис Аршаруни: «Мухтар Ауэзов – талантливейший фольклорист. Я уже не говорю о казахском эпосе – тут ему и книги в руки. Пожалуй, никто лучше его не знает киргизского «Манаса». Он может свободно говорить с Сааджи Каляевым о калмыцком «Джангаре» и с армянскими фольклористами о «Давиде Сасунском». Ауэзов, на мой взгляд, – целая фольклорная энциклопедия».
Мухтар Ауэзов заложил основы новой научной отрасли – абаеведения, являлся главой школы абаеведения. Он первым ввел в программу университета специальный курс «Абаеведение», который многие годы преподавал в КазГУ им. С.М. Кирова (ныне КазНУ им. аль-Фараби). Будущие филологи, журналисты, писатели прошли этот курс у знаменитого писателя-современника. Читал он и курс литературы народов СССР.
Известный писатель Ануар Алимжанов, выпускник КазГУ 1954 года, в очерке «Мудрость таланта», посвященном М. Ауэзову, оставил теплые воспоминания о своем учителе, Мухтаре-ага: «Мы слушали его лекции о богатом поэтическом наследии народа, об истории родной литературы, о литературе стран Востока при переполненных аудиториях. Он был для нас мудрым собеседником. Красочная, поэтическая речь, удивительное знание истории и культуры народов Востока и, самое главное, глубоко человеческое обаяние и глубокий ум покоряли нас. Мы любили его так, как только ученик может любить любимого учителя, сын – отца. Впрочем, я уже сказал, что для меня лично он был и остался навсегда мудрым и великим сыном своего народа, простым и добрым человеком».
В статье «Явление поэтическое, знаменательное» А. Алимжанов вспоминал: «Мягкий голос, добрая улыбка, скрывающая постоянную озабоченность, медлительная густая речь – таким помнят его бывшие студенты, его ученики – молодые литераторы».
Мухтара Ауэзова считали своим учителем Каюм Мухамедханов (1916–2004), Абдижамил Нурпеисов (1924–2022), Габит Мусрепов (1902–1985), Ануар Алимжанов (1930–1993), Есмагамбет Исмаилов (1911–1966) и многие другие.
Писатель Ануар Алимжанов так отзывался о М. Ауэзове: «Порою нам, наследникам и ученикам Мухтара Ауэзова, кажется, что он один вобрал в себя дыхание своей земли и сумел вместить в своем сердце все боли и радости родного народа в прошлом и настоящем, и со спокойной неторопливостью, с глубокой сдержанностью стремился показать людям все грани жизни своей столь сложной и стремительной эпохи». А. Алимжанов посвятил своему любимому учителю и наставнику несколько очерков – «Мудрость таланта», «Уроки Мухтара Ауэзова», «Явление поэтическое, знаменательное» и другие, в которых поклонялся мудрости, человечности, таланту одного из величайших писателей ХХ века, педагога и наставника целого последующего поколения писателей, ученых и журналистов.
Как педагог Ауэзов много внимания уделял вопросам формирования научного мировоззрения, трудового, нравственного и эстетического воспитания детей, все это отражалось в его произведениях, речах, выступлениях.
Он всецело выступал за патриотическое и интернациональное воспитание молодежи, за дружбу между народами огромной страны, также полагал, что родной язык, художественная и историческая литература на нем должны служить этой великой цели. Несмотря на интернациональные взгляды, Ауэзов также выступал за развитие национальной литературы, языка и культуры. Он, как и Ахмет Байтурсынов, полагал, что без литературы на родном языке нация будет несостоявшейся. В этом плане мировоззрение Ауэзова и Байтурсынова на национальную литературу было единым.
А. Алимжанов писал: «Ауэзов – выразитель духа нации, он народен и национален каждой своей строкой, каждой мыслью, каждым мазком своей кисти… Вот почему Мухтара-ага мы называем сегодня великим сыном родной земли и ставим на пьедестал рядом с Абаем. Вот почему мы, наследники Абая, гордимся тем, что у нас есть такой учитель, как Мухтар-ага, и стремимся быть его достойными учениками».
Когда в 1954 году в МГУ имени М.В. Ломоносова, на восточном отделении филологического факультета, была создана первая в Советском Союзе кафедра литературы народов СССР, Мухтар Омарханович Ауэзов стал первым профессором-казахом, читавшим там лекции по казахской литературе.
Бывший аспирант МГУ Сергей Даронян (1954 год) описал свои первые впечатления о встрече с Ауэзовым-лектором: «Профессор Ауэзов читал нам лекции по казахской литературе. Вспоминается первая лекция. Она проходила в просторной аудитории, было полно народу. Пришли его слушать студенты, аспиранты, и преподаватели многих факультетов. Появление Ауэзова было встречено восторженными аплодисментами. Говорил увлеченно, зажигательно. По окончании лекции посыпались вопросы. И в каждом ответе лектора ощущалась огромная эрудиция».
Ауэзов был замечательным оратором, умел зажечь сердца слушателей, увлечь своей идеей. И делал это не только на учебных лекциях. Поэт Николай Тихонов писал, что он был незаменим в комитете по Ленинским и Государственным премиям, умел обосновывать значимость творчества кандидатов на награды. Писатель Алексей Пантиелев вспоминал: «Запомнилось, как Ауэзов отстаивал и обосновывал, например, награждение Ленинской премией композитора Соловьева-Седого или поэтов Расула Гамзатова и Мирзо Турсун-заде. А речь Ауэзова о Мусе Джалиле! Она обжигала умы и сердца».
Советский литературовед, критик Евгения Книпович пишет: «Я смотрела на тех, кто слушал речь Ауэзова. В большинстве это были люди с седыми головами, те, чьи книги уже стали нашей классикой, те, кто не только держал в своих руках перо, но и ставил Советскую власть, и защищал Советскую власть в двух, а то и в трех войнах. Многие из собравшихся не раз и очень близко видели смерть. И, несмотря на это, а вернее именно поэтому, я увидела, что у всех стоят слезы на глазах».
Ануар Алимжанов с душевным теплом развивает свою мысль об Ауэзове, как о своем Первом учителе: «Учитель всегда приходит на помощь своему ученику.… С самого начала своей литературной деятельности мы питались мыслью Ауэзова. Все, что мы в нем любили, все, чем мы восхищались — все это остается с нами до конца наших дней. Его уроки – это уроки нашей литературы, которую он вывел на прекрасную дорогу. Наши идеи и наши труды, наши чувства и действия и даже мечты несут на себе отпечаток его величия… Пока еще много нас – тех, кто жил и работал вместе с ним и был свидетелем его славной и нелегкой жизни, кто слушал его лекции, учился у него, и мы передадим память о нем последующим поколениям, а его книги раскроют их сердца для восприятия идеалов прекрасного. Его духовная жизнь не умрет, как не умирает Сократ. Сократ жил в Платоне, а Платон жил в Аристотеле так же, как Аристотель жил в Абу Насре аль-Фараби, а сам Фараби жил в Авиценне. Такова логика жизни, такова преемственность поколений. Абай жил в Ауэзове так же, как Ауэзов живет в нас».
Писатель, переводчик произведений Ауэзова на русский язык, Алексей Пантиелев так писал о нем: «Ауэзов был старшим товарищем, аксакалом и верным другом для многих писателей от Алатау до Кавказа, и его называли устазом (наставником) не только из вежливости». Народный писатель и Герой Труда Казахстана Абдижамил Нурпеисов отмечал: «…Глядя на него, мы все поражались, как могло совмещаться столько редких качеств в одном человеке… Ауэзова интересовало, увлекало, волновало решительно все, заставляя при этом постоянно бодрствовать его ум, работать его фантазию и воображение…».
Не менее яркий педагогический след оставил Ауэзов и в сфере науки. Его видными друзьями и учениками были такие крупные ученые, как члены-корреспонденты Академии наук Казахской ССР Евгения Лизунова, ученый-филолог, и профессор Нина Смирнова, бывшая аспирантка Мухтара Ауэзова; литературовед, академик Мухамеджан Каратаев, литературовед, доктор филологических наук Есмагамбет Исмаилов, доктор филологических наук Исхак Дюсенбаев (автор подстрочных переводов Ауэзова) и другие. И всё же первыми и любимыми учениками великого писателя были Евгения Лизунова и Мухамеджан Каратаев.
Замечательно, что Мухтар Ауэзов, как Устаз и Педагог, оставил после себя яркое созвездие деятелей литературного и научного труда, благодарных потомков.
Хотя с момента ухода великого писателя от нас прошло более шестидесяти лет, его значимость и уникальность с каждым годом будут не уменьшаться, а возрастать, и, как писал академик Мухамеджан Каратаев, «… Чем дальше отдаляется он в летоисчилении, тем величавее его фигура, тем ближе он нам, классик казахской литературы».
Арман Шауханов,
кандидат педагогических наук, доцент Таразского регионального университета имени М.-Х. Дулати